На главную Оглавление Раджа-йога
йога

Чтение IV
ГОСПОДСТВО НАД УМОМ

В первых трёх чтениях этой книги мы старались вызвать в вашем уме непосредственное сознание реальности следующих фактов:

1) Сознания Я, его независимости от тела; его бессмертия, его непобедимости и неуязвимости.

2) Превосходства Я над умом, а также над телом, то есть сознание факта, что ум не есть Я, а только средство для выражения Я; дальше, что Я — господин ума, а также и тела; что Я присутствует за всякой мыслью; что Я может выделить из себя для рассмотрения их со стороны: чувства, эмоции, страсти, желания и все прочие душевные явления, и всё-таки сознавать, что оно, Я, отдельно от этих душевных свойств и остаётся неизменным, реальным и вполне существующим. Дальше, это сознание того, что Я может отбросить все до последнего умственные орудия и средства, как относящиеся к «не-Я», и всё-таки сознавать с полной ясностью, что после удаления их останется нечто — оно само — Я, которое не может быть выделено или изъято, то есть что Я господин ума, а не его раб.

3) Сознания того, что истинное Я есть нечто бесконечно большее, чем маленькое личное «Я», каким мы его считаем; что Я составляет часть той великой единой реальности, которая наполняет собою всю вселенную. Это есть сознание того, что истинное Я соединено со всеми другими душами бесчисленными узами, умственными и духовными нитями и отношениями; что «Я» есть центр сознания в этой великой единой реальности, или в духе, который лежит в основе жизни и существования всего, причём центром этой реальности или существования является Абсолют или Бог; дальше явится сознание, что это чувство реальности, которое врождено Я, есть в действительности только отражение чувства реальности, врождённого целому — великому Я вселенной. Принцип, лежащий в основе этих трёх чтений, таков: Реальность «Я» в себе самом и превосходство его над всяким проявлением материи, силы и ума. «Я» признаётся началом положительным по отношению к трём вышеупомянутым началам в том же смысле, в каком ум есть начало положительное по отношению к энергии, а энергия — по отношению к материи; «Я» отрицательно или пассивно лишь по отношению к Центру единого, т. е. к самому Абсолюту. Это определяет положение, которое должен занимать ученик или посвящённый, говорящий: «Я» реальнее ума, энергии и материи и управляю ими; «Я» нереален только в сравнении с Абсолютом, который есть центр бытия, к которому «Я» принадлежу. И поэтому я утверждаю своё господство над умом, энергией и материей и проявляю свою волю над ними. Таким образом, я признаю своё подчинение Абсолюту и радостно открываю свою душу притоку Божественной Воли и разделяю с Абсолютом его власть, силу и мудрость. В этом и последующем чтении мы постараемся помочь человеку, стремящемуся к посвящению в раджа-йогу, приобресть власть над подчинёнными Я проявлениями: материей, энергией и умом. Чтобы приобресть и утвердить эту власть, необходимо познакомиться с природой того, чем мы хотим управлять.

В нашей книге «Пути достижения» мы старались объяснить свойства трёх великих проявлений, известных под названием читты, или субстанции ума, праны, или энергии, и акаши, или начала материи. Мы объясняли также, что человеческое Я выше, чем все эти проявления, будучи тем, что известно под названием Атмана или духа. Материя, энергия и ум, как мы пояснили, суть проявления Абсолюта и являются началами относительными. Философия йогов учит, что материя — самая грубая форма проявления субстанции, ниже чем энергия и ум, а следовательно, и подчинена им обоим. Одной ступенью выше материи — энергия или сила, имеющая власть над материей, но сама подчинённая уму, так как ум — ещё более высокая форма субстанции. Следующим по порядку и самым высшим из трёх является ум, наиболее тонкая форма субстанции, господствующий над энергией и материей. Но и ум подчинён «Я», которое есть дух. Он повинуется приказаниям Я, когда таковые отдаются твёрдо и разумным образом. Само «Я» подчинено только Абсолюту — Центру Бытия, — причём «Я» господствует над троичным проявлением: умом, энергией и материей.

«Я», которое ради наглядности должно быть рассматриваемо, как нечто отдельное (хотя оно в действительности только центр сознания в великом мировом начале духа), оказывается окружённым тройным океаном ума, энергии и материи, простирающимся в бесконечность. Тело есть только физическая форма, через которую течёт бесконечный поток материи, потому что, как вы знаете, частицы и атомы тела непрестанно меняются: возобновляются, переставляются, отбрасываются и заменяются. Тело, существовавшее несколько лет тому назад, или вернее, составлявшие его частицы, уже исчезли и ныне образуют новые соединения в мире материи. Ваше тело, существующее в настоящее время, умирает и заменяется новыми частицами непрерывно, а те частицы, которые составят ваше тело в будущем году, находятся где-нибудь в других частях пространства и входят в бесчисленное количество других соединений. Впоследствии они выйдут из этих соединений и вступят в те, которые войдут в состав вашего тела, каким оно будет через год. В теле нет ничего постоянного: даже части костей непрестанно заменяются другими. То же происходит с жизненной энергией, силой и крепостью тела (в том числе и с мозгом). Всё это непрестанно расходуется, тратится и вновь возобновляется. Меняется даже ум индивидуума, и субстанция ума, или читта, расходуется и возобновляется их великого океана ума, в который погружаются отброшенные части наподобие того, как это происходит с материей и энергией.

В то время как большинство читателей, более или менее знакомых с распространёнными научными понятиями о веществе, примут без возражений высказанное положение об океане материи и энергии и о непрестанном расходовании и возобновлении запаса того и другого, для них может оказаться несколько трудным принять идею, что ум есть субстанция или начало, повинующееся тем же общим законам, как и два других проявления или свойства субстанции.

Человек склонен думать о своём уме, как о «себе», как о своём «Я». Несмотря на тот факт, который был указан во втором чтении этой книги, что «Я» выше, чем умственные состояния, и что оно может их отставить в сторону от себя и рассматривать их, как нечто относящееся к «не-Я», сила привычки очень велика, и вам может потребоваться значительное время, прежде чем вы придёте к сознанию, что ваш ум — не вы сами, а лишь нечто такое, чем вы пользуетесь. Вы должны, однако, настойчиво стремиться к достижению понимания этого, потому что в той же степени, в какой вы осознаете ваше господство над своим умом, вы будете господствовать над ним, и он будет послушен вам. И какова будет степень этого господства, такими же будут характер, качество и количество работы, которую ваш ум сделает для вас. Таким образом вы увидите, что истинное, приобретённое путём внутреннего опыта познание вызывает господство, а господство даёт результаты. Этот принцип лежит в основе всей науки раджа-йоги. И многие из первых упражнений предназначены для того, чтобы ознакомить ученика с таким пониманием и дать ему возможность осознать опытным путём и развить в себе истинное отношение «Я» к уму и достичь господства над умом путём привычки и практики.

Философия йогов учит нас, что вместо того, чтобы быть «Я», ум есть то, посредством чего «Я» думает, по крайней мере, в отношении внешнего мира или мира явлений, то есть совокупности всего, что имеет имя и форму. В недрах «Я» заключено более высокое знание, превосходящее всё, что «Я» может получить из внешнего мира, но в настоящее время это не подлежит нашему рассмотрению, и мы должны заняться миром вещей.

Субстанция ума называется по-санскритски «читта», а волна, проходящая по читте (каковая волна представляет соединение ума и энергии), называется «вритта» — слово, означающее приблизительно то, что мы называем мыслью. Другими словами, вритта значит «ум в движении», тогда как читта есть «ум в покое». В буквальном переводе «вритта» значит «вихрь в уме», именно то, чем в действительности является мысль.

Но мы должны в этом месте обратить внимание читателя на тот факт, что слово «ум» употребляется йогами и другими оккультистами в двух значениях, и что читатель должен составить себе ясное понятие о каждом значении, чтобы не смешивать их друг с другом и быть в состоянии более точно уяснить два аспекта того, что желают выразить словом «ум». В первом своём значении слово «ум» употребляется, как синоним читты, или субстанции ума, которая есть мировое начало ума. Из этой читты, субстанции ума, получается весь материал для миллионов индивидуальных умов. Второе значение слова «ум» есть то, что мы разумеем, говоря об уме кого-нибудь одного, то есть умственные способности данного лица, которыми он отличается от другого лица. Мы говорили вам, что этот «ум» в человеке действует на трёх плоскостях, и его проявления на трёх плоскостях мы называли: 1) инстинктивным умом; 2) интеллектом, и 3) духовным умом (см. «Основы миросозерцания индийских йогов») Функции ума на этих трёх плоскостях образуют то, что мы называем умом человека, или точнее, собираясь вокруг «Я», эти функции образуют душу индивидуума. Слово «душа» часто употребляется, как синоним «духа», но читатели, следившие за нашей мыслью, понимают разницу. Душа есть «Я», окружённое его ментальными началами, тогда как дух есть душа души, «Я», или истинная наша сущность.

Наука раджа-йога, которой посвящена эта книга, учит господству над умом. Это её основной принцип. Она утверждает, что первый шаг к власти состоит в достижении управления собственным умом. Раджа-йога говорит, что прежде чем начинать борьбу с внешним миром, надо победить внутренний. Она утверждает, что «Я» проявляется в воле и что этой волей можно пользоваться для того, чтобы вести, направлять и направлять ум её владельца, точно так же, как и явления в физическом мире. Раджа-йога стремится удалить весь умственный мусор, уничтожив всё, что мешает правильной работе ума, и создать светлый, ясный и здравый ум. Затем раджа-йога учит, как управлять умом разумно и продуктивно, сохраняя всю неправильно расходуемую силу, и при помощи сосредоточения приводить ум в полную гармонию с волей для того, чтобы держать его в фокусе, увеличивая таким образом его силы и производительность. Сосредоточение и сила воли служат для йогов средствами, при помощи которых они достигают таких удивительных результатов, управляют и направляют свои сильные, здоровые умы и господствуют над материальным миром, действуя на энергию и материю. Эта власть распространяется на все плоскости ума, и йоги управляют не только инстинктивным умом, держа в подчинении его низшие свойства и пользуясь для своих целей другими его свойствами, но в то же время они развивают и расширяют свой интеллект и получают от него удивительные результаты. Они подчиняют себе даже духовный ум, содействуют его развитию и заставляют перейти в поле ясного сознания некоторые из удивительных тайн, лежащих в его области. При помощи раджа-йоги многие тайны существования и многие загадки вселенной были раскрыты и разгаданы. Скрытые же силы человеческой природы, благодаря раджа-йоге, раскрываются и начинают действовать. Говорят, что достигшие высших познаний в этой науке обладают такой силой и властью над силами вселенной, что являются почти богами в сравнении с обыкновенным человеком.

Раджа-йога учит, что не только можно получить такую власть, но что пользование ею открывает огромное поле знания. Это учение утверждает, что когда сосредоточенный ум направляется на идею или предмет, становится ясной истинная природа, а также внутренний смысл и соотношения этой идеи или предмета. Сосредоточенный ум проходит сквозь предмет или сквозь вопрос, как рентгеновские лучи проходят через кусок дерева; тогда всё, что «Я» ищет, делается доступным ему не только в своей внешности, несовершенной и вводящей в заблуждение, а так, как оно есть поистине. Не только внешний мир можно исследовать таким путём, но умственный луч может направиться внутрь и исследовать скрытые области самого ума. Когда мы вспомним, что та частица ума, которой обладает всякий человек, похожа на каплю, взятую из океана и содержащую в своём малом объёме все элементы, из которых составлен океан, и что знать в совершенстве каплю значит знать в совершенстве океан, тогда мы начинаем сознавать действительное значение этой силы.

Много людей в западном мире, достигавших больших результатов на интеллектуальном и научном поприщах, развили в себе более или менее бессознательно те же силы, которые даёт раджа-йога. Многие великие изобретатели в действительности были практическими йогами, хотя они не сознавали источника своей силы. Всякий, кому известны личные свойства Эдисона, поймёт, что Эдисон следует некоторым методам раджа-йоги и что сосредоточение есть одно из его самых сильных орудий. Известный американский учёный, профессор Элмер Гейтс, ум которого произвёл так много удивительных открытий и изобретений, есть также практический йог, хотя он может категорически отрицать такое утверждение и, может быть, даже не знаком с принципами этой науки, которые он сам нашёл бессознательно. Из рассказов о методах профессора Гейтса мы узнаём, что он на самом деле выкапывает открытия и изобретения из своего ума, предварительно уйдя в уединение и практикуя сосредоточение. Это есть именно то, что известно в йоге под названием умственного ясновидения. Но мы уже достаточно сказали в этом чтении относительно теоретической части учения йогов и должны теперь привести правила, при помощи которых вы будете в состоянии развить в себе эти скрытые силы и энергии, находящиеся как бы в спящем состоянии. Вы замечаете, что в этой книге мы сначала даём теоретические положения, а затем приводим упражнения. Это правильный метод йогов, которому следуют лучшие учителя. Слишком много теории сразу — трудно для ума. Слишком много упражнений — тоже утомительно. Любознательность ума в последнем случае не получает надлежащей пищи. Мы находим, что необходимо соединять теорию с практикой, и стараемся следовать этому методу.


Умственная тренировка и упражнения

Прежде, чем мы заставим ум исполнять для нас нужную работу, мы должны «укротить» его и заставить повиноваться воле «Я». Обыкновенно уму позволяют во многих отношениях оставаться в первобытном состоянии и следовать своей собственной воле и желаниям, не подчиняясь ничему другому. Как избалованный ребёнок или плохо объезженная лошадь, он постоянно попадает то в ту, то в другую беду и доставляет своему владельцу мало удовольствия, пользы и удобства. Умы многих из нас похожи на зверинцы, наполненные дикими животными, из которых каждое следует своим собственным наклонностям и стремится по своему собственному пути. Мы в самом деле заключаем в себе целый зверинец — тигра, обезьяну, павлина, осла, гуся, овцу, гиену и других зверей — и мы позволяем этим животным управлять нами. Даже наш интеллект склонен к заблуждениям, неустойчив, и подобно ртути, с которой его сравнивали древние оккультисты, неверен и непостоянен. Если вы взглянете вокруг себя, вы увидите, что только те люди достигли в жизни чего-нибудь существенного, которые приучили свой ум к повиновению. Они утвердили власть своей воли над умом и приобрели таким путём могущество и силу. Ум, обыкновенно, раздражается, когда воля начинает его ограничивать; он похож на резвую обезьяну, не желающую учиться «штукам». Но он должен быть выучен, если от него желают получить хорошую работу. И вам необходимо заняться его выучкой, если вы ожидаете какой-нибудь пользы от него и надеетесь владеть им, вместо того, чтобы предоставить ему владеть вами.

Первое, чему следует научиться в раджа-йоге, это управлять умом. Люди, которые надеются найти широкую и удобную дорогу к господству и силе, должны очень разочароваться, но путь только один, а именно, утвердить господство и власть воли над умом. Иначе он покинет вас в то время, когда вы всего более будете нуждаться в нём. Поэтому мы укажем вам несколько упражнений, которые помогут вам в этом направлении. Первое упражнение в раджа-йоге называется пратьяхара, или способ обращения ума вовнутрь самого себя. Это первый шаг к приобретению власти над умом. Этой пратьяхарой стремятся к тому, чтобы отвратить ум от внешнего мира и заставить его обратиться на самого себя или на свою внутреннюю природу. Цель заключается в том, чтобы дать воле власть над умом. Следующие упражнения помогут вам в этом.


Упражнение первое

(a) Примите удобное положение и как можно больше освободитесь от внешних беспокоящих влияний. Не делайте больших усилий управлять умом, но лучше позвольте ему блуждать в течение некоторого времени и израсходовать запас своего напряжения. Он воспользуется случаем и сначала будет бросаться в стороны, как спущенная с цепочки обезьяна, пока, наконец, не утихнет и не начнёт слушаться ваших приказаний. Для его обуздания вначале может потребоваться значительное время, но с каждой последующей попыткой вы будете достигать этого всё скорей и скорей. Йоги тратят много времени на приобретение этого ментального спокойствия и тишины и считают себя хорошо вознаграждёнными за это.

(b) Когда ум вполне успокоится, сосредоточьтесь мыслью на идее «Я есмь», как это говорится в предыдущих чтениях. Рисуйте себе «Я», как существо независимое от тела, бессмертное, неуязвимое, реальное. Затем подумайте о «Я», как о независимом от тела и могущем существовать без своего телесного покрова. Размышляйте об этом в течение некоторого времени и потом постепенно направьте свою мысль на восприятие идеи «Я», как независимого от ума, как чего-то высшего, сравнительно с умом, и способного управлять умом. Пройдите мысленно через главные идеи первых двух чтений и старайтесь спокойно размышлять о них, рассматривая их умственными очами. Вы найдёте, что ваш ум будет делаться всё более и более тихим и спокойным, и что отвлекающие мысли внешнего мира всё дальше и дальше будут уходить от вас.

(c) Затем направьте ум на спокойное рассмотрение третьего чтения, в котором мы говорим о единстве всего и об отношении «Я» к Единой жизни, Силе, Разуму, Бытию. Вы увидите, что приобретаете власть над умом и спокойствие, неизвестное вам раньше. Упражнения первых трёх чтений подготовили вас к этому.

(d) Нижеследующее — самое трудное из всех видов и степеней этого упражнения, но способность выполнить это придёт постепенно. Упражнение состоит в том, чтобы устранить постепенно всякую мысль и представление о внешнем мире, о теле и о самих мыслях, причём ученик сосредотачивается и погружается в размышление об идее «Я есмь». Причём цель заключается в том, чтобы он сосредоточил свой ум на идее бытия, символизируемого словами «Я есмь». Не то, чтобы «Я — это» или «Я — то», или «Я делаю это», или «Я думаю то», но просто «Я есмь». Это упражнение сосредоточит внимание, как в фокусе, на самом центре бытия внутри человека и соберёт воедино все его умственные энергии, вместо того, чтобы позволять им разбрасываться на вещи внешнего мира. За этим последует чувство мира, силы и власти, потому что мантра «Я есмь» и мысль, лежащая в основе его, самые могущественные и сильные, какие только можно создать, так как они выражают собой действительное бытиё и обращение мысли внутрь к этой истине. Пусть ум держится сначала за слово «Я», отождествляя его со своей сущностью, и пускай затем он перейдёт к слову «есмь», которое означает реальность или бытиё. Соедините потом оба слова, взяв их общее значение, и результат явится самым могущественным средством обращения сконцентрированной мысли внутрь, а также самым сильным утверждением существования. Полезно при этих упражнениях принимать удобное и свободное физическое положение, чтобы воспрепятствовать телу отвлекать внимание. Для этого следует принять свободное положение и затем ослабить мускулы и распустить все нервы так, чтобы получилось чувство лёгкости, полного удобства и отсутствия напряжённости. Вы должны практиковать это до тех пор, пока вы вполне не приобретёте способности приходить в такое состояние. Это будет полезно для вас во многих других отношениях. Кроме облегчения сосредоточения и размышления, это же самое будет действовать, как «лечение отдыхом» на утомлённое тело, на нервы и ум.


Упражнение второе

Вторым шагом в раджа-йоге является то, что называется «дхарана» или сосредоточение. Это самая важная вещь для собирания в фокус ментальных сил, и эта способность к сосредоточению может быть развита до почти невероятной степени, но она требует много работы, времени и терпения. Тем не менее изучающий будет хорошо вознаграждён за потраченное время. Сосредоточение состоит в том, что вся сила ума обращается на известный предмет и удерживается на нём некоторое время. На первый взгляд это кажется очень лёгким, но небольшая практика убедит, как трудно твёрдо установить внимание и удержать его в желаемом положении. Внимание обнаружит склонность колебаться и передвигаться к другим предметам или темам, и потребуется много практики для того, чтобы удержать его на желаемой точке. Но практика сделает чудеса, как это можно видеть, наблюдая лиц, которые приобрели такую способность и которые употребляют её в своей повседневной жизни. Однако надо помнить следующее: многие, достигнув способности сосредотачивать внимание, позволяют ему стать почти непроизвольным, и тогда они становятся его рабами, забывая себя и всё остальное и часто упуская необходимые дела. Это крайне неумелый вид сосредоточения, и люди, преданные ему, становятся рабами своих привычек вместо того, чтобы сделаться господами своих умов. Они становятся мечтателями и рассеянными людьми, вместо того, чтобы стать хозяевами себя. Они столько же заслуживают сожаления, как и те, которые вовсе не могут сосредотачиваться. Весь секрет лежит в господстве над умом. Йоги могут сосредотачиваться по своему желанию, всецело уходить в предмет, лежащий перед ними, извлекая из него всё, что в нём есть интересного, и могут по своему желанию отводить свой ум от него пользуясь в обоих случаях одной и той же способностью управлять умом. Они не допускают случаев рассеянности, и они не мечтатели. Напротив, они всегда ко всему внимательны, тонкие наблюдатели, ясно мыслят и правильно рассуждают. Они господа своих умов, а не рабы своих настроений. Невежественный человек, начинающий сосредотачивать своё внимание, погружается в предмет, но позволяет ему владеть собой, в то время как хорошо тренированный, обученный мыслитель-йог утверждает своё «Я» и затем направляет свой ум, заставляя его сосредотачиваться на нужном ему предмете, держа его под своим контролем и имея его всё время на виду. В этом заключается разница. Следующие упражнения могут оказаться полезными при первых попытках сосредоточения. (a) Сосредоточьте внимание на каком-нибудь знакомом предмете, на карандаше, например. Удерживайте ваш ум на нём и рассматривайте карандаш, устранив из вашего внимания всё остальное. Рассматривайте величину карандаша, цвет, форму, род дерева. Рассматривайте способы его употребления, назначения, составные части, процесс его приготовления и т. д. Словом, думайте о карандаше так много, как только возможно, позволяя уму следовать по всем идущим от карандаша линиям, например, рассматривать графит, из которого делается карандаш, думать о лесе, из которого было взято дерево для приготовления карандаша, думать об истории карандашей и других тому подобных предметах. Словом, вы должны как можно полнее исчерпать тему «карандаш». При рассмотрении предмета по указываемой программе следующий план может оказаться полезным. Думайте о вещи со следующих точек зрения:

(1) Сама вещь;

(2) Место её происхождения;

(3) Её назначение или цель;

(4) Вещи, связанные с ней;

(5) Её вероятный конец. Пусть кажущийся тривиальным характер исследования не обескураживает вас, потому что полезен даже простейший из видов умственного упражнения, и они помогут развитию вашей воли и сосредоточения. Это развитие родственно процессу развития мускула при помощи простого упражнения. В обоих случаях нужно забыть о неинтересности самого упражнения, имея в виду поставленную цель. (b) Сосредоточьте ваше внимание на какой-нибудь части тела, например, на руке, и устремив всё ваше внимание на неё, устраните или удержите все ощущения, воспринимаемые остальными частями вашего тела. Небольшая практика поможет вам сделать это. Кроме действия на ум, это упражнение повысит деятельность той части тела, на которой вы сосредотачиваетесь по причинам, которые будут изложены в последующих чтениях. Меняйте части тела, служащие для сосредоточения, и тем давайте уму больше разнообразия в упражнениях, а телу пользу общего возбуждения. (c) Эти упражнения могут быть распространены на все предметы вокруг вас. Но помните всегда, что сама по себе вещь не имеет значения, и что цель всего этого — научить ум повиноваться воле так, чтобы когда вы на самом деле хотите воспользоваться вашими умственными силами, вы могли найти их хорошо обученными и послушными. Не поддавайтесь желанию пренебречь этой частью работы вследствие её «сухости» и неинтересности, так как она ведёт к вещам в высшей степени интересным и открывает дверь к увлекательным возможностям. (d) Практикуйте сосредоточение внимания на отвлечённых темах, то есть на темах, представляющих интерес умственного исследования. Разбирайте тогда вопрос во всех его фазах и видах, следуя то одним путём, то другим, пока вы не почувствуете, что знаете по этому вопросу всё, что может знать ваш ум. Вы будете удивлены, когда увидите, насколько больше знаете о вещи, чем считали раньше. В скрытых углах своего ума вы найдёте какие-нибудь полезные или интересные сведения относительно данного предмета, и когда вы вполне закончите ваше исследование, вы почувствуете себя хорошо осведомлённым о самом предмете и обо всём, что связано с ним. Это упражнение не только поможет вам развить ваши интеллектуальные силы, но и укрепит вашу память, расширит ум и даст вам больше уверенности в самом себе. А кроме того, вы проделаете ценное упражнение в сосредоточении или «дхарана».


Важное значение сосредоточения

Сосредоточение есть собирание ума в фокус, и это сосредоточение ума требует предварительного сосредоточения воли. Ум сосредотачивается потому, что воля направлена на один предмет. Ум вливается в форму, создаваемую волей. Приведённые упражнения предназначены не только для того, чтобы приучить ум повиновению воле, но также для того, чтобы приучить волю управлять умом. Мы говорим об усилении воли, но в действительности мы подразумеваем приучение ума повиноваться и приучение воли распоряжаться. Наша воля и так достаточно сильна; только мы не сознаём этого. Корень воли лежит в самом центре нашего существа — в нашем «Я», но наш несовершенно развитый ум не признаёт этого факта. Мы похожи на молодых слонов, не сознающих своей собственной силы и позволяющих управлять собой слабым погонщикам, которых они могли бы сбросить с себя одним движением. Воля лежит в основе всех действий — всего делания умственного и физического.

Мы должны будем много говорить относительно воли в этих чтениях, и читатель должен отдать этому предмету достаточно внимания. Пускай он посмотрит вокруг себя и он увидит, что главное различие между людьми, выдвинувшимися вперёд во всех сферах жизни, и теми, которые остаются в общих рядах, заключается в решимости и воле. Относительно этого очень хорошо сказал Бёкстон: «Чем дольше я живу, тем больше я убеждаюсь, что главное различие между людьми слабыми и могущественными, великими и ничтожными, есть энергия и непобедимая решимость». Бёкстон мог бы прибавить, что основание «энергии и непобедимой решимости» есть воля.

Писатели и мыслители всех веков признавали удивительное и высокое значение воли. Теннисон говорит: «О, живая воля! Ты выдержишь там, где всё видимое должно поколебаться». Оливер Вендел Холмс пишет: «Место проявления воли кажется меняющимся сообразно тому, как воля проявляется через различные органы. Воля может переноситься к различным частям мозга, когда мы хотим вспомнить какую-нибудь картину, фразу или мелодию; может вкладывать свою силу в мускульные действия или в интеллектуальные процессы; подобно главнокомандующему, она находится одновременно на всех пунктах поля сражения. Воля меньше всего похожа на орудие какой-либо другой из наших способностей и дальше всего отстоит от наших понятий механизма и материи, как мы их обыкновенно определяем». Холмс был совершенно прав в своей основной идее, но несколько ошибался в деталях. Воля не меняет места своего пребывания, которое всегда лежит в центре «Я». Но воля направляет ум ко всем частям тела и по всем направлениям, а точно также заставляет передвигаться Прану или жизненную силу. Воля, действительно, есть главнокомандующий; она не бросается в разные места, где происходит действие. Она только посылает туда гонцов, которые несут её приказания. Бёкстон говорил: «Воля может сделать всё, что вообще может быть сделано на свете. И никакие таланты, никакие обстоятельства, никакие удачи не сделают двуногое существо человеком, если у него не будет воли». Ик Марвель справедливо говорит: «Решимость делает человека тем, что он есть; не слабая решимость, не грубые стремления, не случайные цели, но сильная и неутомимая воля, которая попирает все трудности и опасности, как человек попирает снежный покров зимы, та воля, которая заставляет взор и ум человека стремиться к недостижимому. Воля делает людей гигантами».

Главное препятствие к правильному пользованию волей у большинства людей есть недостаток умения сосредотачивать внимание. Йоги ясно понимают это. Многие из упражнений раджа-йоги, которые даются ученикам, предназначены для того, чтобы преодолеть эту трудность. Как сказал один французский писатель, «Внимание подчинено высшей власти «Я». «Я» заставляет его действовать или удерживает его, как ему нравится, направляет его по очереди к разным предметам и сосредотачивает внимание на любом пункте на такое время, какое выдержит воля.» Профессор Джеймс говорит: «Существенное проявление воли, действующее наиболее сознательно, заключается в том, что она берётся за трудный предмет и держит его перед умом. Усилие внимания есть одно из главных проявлений воли». Профессор Халлек говорит: «Первый шаг к развитию воли заключается в упражнении внимания. Идеи делаются яснее, и их двигательная сила увеличивается по мере того, как мы ближе подходим к ним и отдаём им больше внимания. Если мы возьмём две идеи одинаковой силы и сосредоточим внимание на одной из них, мы заметим, насколько сильнее начнёт делаться эта идея». Профессор Сёлли говорит: «Внимание можно в общих чертах определить, как активное самонаправление ума к какому-нибудь предмету, который находится перед нами в данный момент». Йоги видят во внимании как бы вытягивание ума в одном направлении и устремление его к какому-нибудь объекту. Это самое выражает слово «attention» — от латинского «ad tendere», то есть тянуться к чему-нибудь.

Тренированная воля проявляется в устойчивом внимании и такое внимание — один из признаков тренированной воли. Читатель не должен поспешно заключать, что этот род внимания есть общая способность среди людей. Наоборот, оно встречается чрезвычайно редко, и его можно видеть среди людей, обладающих сильным умом. Всякий может держать своё внимание на какой-нибудь случайно поразившей его приятной вещи, но нужна сильно тренированная воля для того, чтобы внимание долго удерживалось на непривлекательной вещи. Разумеется, опытный оккультист способен вложить интерес в самую на вид непривлекательную вещь, на которой ему требуется сосредоточить внимание. Но такая способность даётся тренированной волей и не может принадлежать обыкновенному, среднему человеку. Волевое внимание очень редко и может найдено только среди сильных характеров, но может быть культивировано и выращено настолько успешно, что человек, у которого теперь его почти нет, со временем может стать в этом отношении исполином. Это дело практики, упражнения и желания.

Трудно с достаточной силой подчеркнуть пользу развития способности упорного и настойчивого внимания. Человек обладающий такой развитой способностью, может гораздо больше, чем самый блестящий ум, не обладающий упорным вниманием. И лучший способ тренировать внимание под управлением воли — это практиковаться на неинтересных предметах и идеях, держа их перед умом, пока к ним не начинает проявляться интерес. Это трудно сначала, но скоро задача начнёт принимать приятный вид, потому что человек начинает чувствовать, что его сила воли и внимание растут и что он приобретает новую силу и власть, которых у него не было раньше — начнёт чувствовать, что он становится сильнее. Чарлз Диккенс говорил, что секрет его успеха заключается в том, что он развил в себе способность вкладывать всё своё внимание в то, что он делает в данное время, а затем обращать то же самое внимание на следующую вещь, которая приходит к нему по очереди. Он был похож на человека, управляющего большим прожектором, который наводится на один предмет и затем, когда этот предмет изучен вполне, переводится на другой. «Я» — это есть человек, управляющий прожектором. Воля — это рефлектор, а луч света — это внимание.

Рассуждения о воле и внимании могут показаться читателю несколько сухими, но тем более причин, чтобы он занялся ими. Это секрет, лежащий в основе науки раджа-йоги, и йоги-учителя достигают такой степени сосредоточенной воли и внимания, какая покажется совершенно недостижимой обыкновенному человеку. Благодаря этой способности сосредотачивать волю и внимание они способны направлять свой ум туда или сюда, во внешний мир или во внутренний с огромной силой. Они способны с необыкновенной интенсивностью сосредоточивать свой ум на самой маленькой вещи совершенно так же, как лучи солнца собираются в фокусе зажигательным стеклом и могут зажечь шерсть. Другими словами, йоги могут посылать свой ум туда, куда хотят с необыкновенной энергией, освещая им всё, чего он качается, подобно тому, как мы пользуемся перебегающим с места на место снопом света от электрического прожектора. Старайтесь воспитывать в себе внимание и волю. Практикуйтесь на неприятных вещах; старайтесь делать то, чего вы раньше избегали, потому что это казалось неприятным; старайтесь вложить интерес в предстоящие вам задачи, и трудность разрешения их значительно ослабнет. А вы выйдете из борьбы более сильным с чувством нового могущества.


«Мантра»

Я имею волю — это моя неотчуждаемая собственность и моё право. Я решаю воспитывать и развивать волю практикой и упражнениями. Мой ум послушен моей воле. Я утверждаю свою волю над умом. Я господин своего ума и тела. Я утверждаю своё господство. Моя воля — это источник силы, энергии и власти. Я чувствую свою силу. Я силён. Я полон энергии. Я полон жизни. Я центр сознания, энергии, силы и власти. Я требую того, что мне принадлежит по праву.

 

 

 
Оглавление Раджа-йога
 
     
 

 

На главную

 
Рейтинг@Mail.ru