Ильясов Ф. Н. Удовлетворенность трудом |
В начало |
К оглавлению книги Ф.Н.Ильясова
§ 1.3. Формирование структуры удовлетворённости трудом в процессе социализации индивида Обобщение материалов различных исследований, как упоминалось выше, позволяет установить, что существуют системы связей удовлетворенности трудом с различными признаками двух видов: I. Удовлетворенность трудом коррелирует с социально-демографическими характеристиками работника и производственным поведением (трудовая мобильность, дисциплина труда); социально-демографические характеристики и производственное поведение имеют связь между собой. Эта система связей представлена графически на схеме 2. Схема 2. 2. Удовлетворенность трудом коррелирует с состоянием производственных и внепроизводственных факторов и производственным поведением; состояние производственных и внепроизводственных факторов и производственное поведение имею связь между собой. Графически эти связи представлены на схеме 3. Схема 3. Причинно-следственный анализ обнаруженных корреляций позволяет установить направление этих связей, при этом две системы преобразуются в одну, которая показана на схеме 4. Схема 4.Направление связи между производственными факторами, социально-демографическими характеристиками, удовлетворённостью трудом и производственным поведением - 28 - Производственные и внепроизводственные факторы, влияя на индивида в соответствии с его социально-демографическими характеристиками, предопределяют производственное поведение и уровень удовлетворённости трудом*. Отсюда следует, что удовлетворенность может служить индикатором предрасположенности работника к той или иной форме производственного поведения. * Здесь мы отвлекаемся от психологических свойств индивида, эта сторона проблемы будет затронута позднее. - 29 - Приведённая схема показывает формирование удовлетворенности трудом в самом общем виде. Более полное представление о возникновении удовлетворенности дает исследование формирования структуры удовлетворённости трудом в процессе социализации индивида. Методологической основой нашего понимания социализации является следующее положение. В шестом тезисе о Фейербахе К. Маркс рассматривает сущность человека как совокупность всех общественных отношений. В соответствии c этим, как нам кажется, социологический подход к изучению проблемы должен быть основан на понимании социализации как процесса включения индивида в систему общественных отношений. В определенной степени такой подход намечен в ряде работ. Так, Е.В. Шорохова пишет: «Для социологии личность выступает как продукт общественных отношений, как элемент общественной системы, как член определенной социальной общности» [93, с. 66]. С близкой точки зрения социализация рассматривается в общественных науках при анализе соотношения понятий личность и общество (см. [22, 42, 49, 89] и др.). При этом в качестве идентичного термину социализация иногда используются понятия индивидуализации и персонификации общественных отношений [22, 48]. Понимание социализации как процесса включения индивида в систему общественных отношений позволяет синтезировать различные подходы, сложившиеся к настоящему времени. В этом случае социализация может рассматриваться как совокупность следующих процессов: Из всех общественных отношений ведущими являются, как известно, производственные отношения, поэтому главным составляющим процесса социализации является трудовая социализация — процесс включения индивида в систему общественного разделения труда, а ведущими социальными функциями являются трудовые. Так как трудовая социализация — это процесс включения индивида в систему общественного разделения труда, а удовлетворенность трудом — оценка работником своего места в этой системе, то социализация, вместе с тем, представляет собой и процесс формирования оцен- - 30- ки удовлетворенности. Каждая стадия социализации формирует определённый элемент структуры удовлетворённости. А завершение интенсивного периода социализации (момент, когда индивид приступает к исполнению трудовых функций) приводит к возникновению у него целостной оценки удовлетворённости трудом. Социальный элемент структуры удовлетворенности трудом формируется на первой стадии трудовой социализации, которая состоит из двух фаз: интернализации норм* и социальной ориентации (схема 5). Схема 5. Процесс трудовой социализации
Родившись, индивид ещё не выполняет никаких социальных функций, а только начинает усваивать нормы поведения в рамках тех или иных общественных институтов (семья, школа и т.д.). Более или менее целостное, системное усвоение социальных норм индивидом завершается формированием социальной ориентации, то есть «определением своего места в социальном пространстве» [86]. * В самом широком смысле социальную норму можно определить как ту часть общественного сознания, содержащую предписания и запреты для определённых форм поведения, которая интернализуется некоторой социальной группой или совокупностью групп, обществом в целом. - 31 - В развитии социальной ориентации можно выделить два этапа. Первый этап — понимание индивидом своего предписанного статуса. Поскольку ребенок не занимает определенного места в социально-профессиональной структуре общества, то представление о ней он приобретает не непосредственно, то есть не через свою трудовую деятельность, а опосредованно, через осмысление и оценку социально-профессиональной позиции родителей*. На втором этапе возникает установка на вхождение в определенную социальную грушу. Формирование социальной ориентации, таким образом, завершается тем, что индивид совершает свой первый поведенческий акт в качестве личности — выбирает социальную группу, в которую он хочет войти. Степень реализованности этой установки, то есть то, насколько занимаемое рабочее место позволяет иметь желаемый социальный статус, определяет состояние социального элемента структуры удовлетворенности трудом. На фазах интернализации норм и социальной ориентации задается значимость для индивида таких факторов, как возможность служебного продвижения, повышение квалификации, общественного признания и т.д. Вначале индивид ориентируется по отношению к социально-классовой структуре, а затем — профессиональной. Определив в результате соцориентации желаемый социальный статус, индивид выбирает тем самым совокупности социальных функций, реализуемых данной социальной группой, в том числе и трудовые, производительные функции — то есть профессию. Социальная ориентация предшествует профессиональной и является её основой, это подтверждено результатами многочисленных социологических исследований [85]: «Выбор социального статуса, затем выбор трудового коллектива или учебного заведения предшествует выбору профессии» [72]. Таким образом, последний этап социальной ориентации — выбор некоторой совокупности профессиональных групп — является началом профориентации. Ясно, что, приближаясь к ситуации выбора вида труда, индивид начинает вникать в особенности различных профессий. Следующая стадия трудовой социализации, на которой происходит усвоение трудовых функций, формирует психофизиологический элемент структуры удовлетворённости трудом, Вторая стадия состоит из сле- - 32- дующих фаз: профессиональная ориентация, выбор профессии, профотбор, профобучение (см. схему 5), которая, в конечном счете объективно подводят индивида к оцениванию соответствия его психофизиологической конституции и функционального содержания труда. Этот механизм и лежит в основе дальнейшей оценки удовлетворенности содержанием труда. Третья, заключительная стадия трудовой социализации, на которой индивид входит в определённую социально-профессиональную группу, формирует психологический элемент структуры удовлетворенности трудом. Третья стадия состоит из двух фаз: выбора рабочего места и процесса труда (см. схему 5). Этой стадией завершается формирования структуры удовлетворенности — у индивида складывается оценка общей удовлетворенности трудом. Распределением на рабочее место после окончания профобучения заканчивается процесс включения индивида в систему общественного разделения труда. Остаётся этап практического освоения трудовых функций и адаптации к профессионально-производственной среде. Этот этап характеризуется следующими особенностями: «В начальный период работы основные мотивы труда лежат вне профессии как таковой... Как показывают результаты исследований, по мере овладения мастерством, вхождения в профессиональную группу, профессиональные интересы начинают проникать во вое сферы жизнедеятельности работника, занимая важное, иногда центральное место в эго жизни» [20]. Вместе с тем завершается интенсивный период социализации — индивид интернализовал основную часть социальных норм и приступил к реализации своей основной социальной функции — трудовой. К этому моменту он достигает, как правило, 23-25 лет [6]. В дальнейшем изменение этих двух параметров личности происходит довольно медленно и в относительно незначительной степени. С увеличением возраста индивиды интенсивность процессов усвоения норм, социальной и профессиональной ориентации, выбора профессии уменьшается, вследствие чего с возрастом уменьшается и интенсивность социальных перемещений. Заняв определённое место в системе общественного труда, индивид оценивает его, оценка эта отражается таким понятием как удовлетворённость трудом. Процесс формирования оценки, то есть процесс трудовой социализации, образует соответствующую структуру удовлетворенности трудом. Соотношение достигнутого социального статуса с положением социальной группы, к членству в которой он, индивид, стремился, то есть удовлетворённость социальным статусом, - 33 - представляет собой один из элементов в структуре удовлетворенности трудом. Этот результат, как было показано ранее, функционирования процессов усвоения социальных норм и социальной ориентации. Соответствие психофизиологической конституции индивида функциональному содержанию выполняемого труда образует ещё один элемент структуры удовлетворённости трудом — удовлетворённость содержанием труда, удовлетворенность профессией, что является следствием процессов профориентации, профотбора, выбора профессии, профобучения, и может служить индикатором их эффективности. Оценка места работы, всей совокупности производственных условий образует другой элемент структуры удовлетворенности трудом, который указывает на степень адаптированности работника к производственной ситуации. По окончании интенсивной фазы социализации роль субъективного фактора в ней становится максимальной. Дальнейшие социальные перемещения работника зависят от его субъективной оценки своего места в системе общественного разделения труда — удовлетворённости трудом. С началом трудовой деятельности процесс трудовой социализации начинает функционировать по замкнутому циклу (см. схему- 5). В процессе трудовой деятельности индивид может быть включен в новую для наго социальную группу и вследствие этого усвоить некоторые новые социальные нормы*, на основе которых будет повторяться весь цикл — социальная ориентация, профориентация и т.д. Результатом этого может явиться неудовлетворенность трудом (основой которой будет неудовлетворенность социальным статусом), и индивид сменит профессию и, соответственно, рабочее место. (* См. подробнее об этом механизме в [10].) Такая актуализация возможна для каждого из элементов структуры удовлетворённости трудом. Так, в результате дальнейшей профессиональной ориентации индивид может обнаружить вид труда с функциональным содержанием в большей степени соответствующим его психофизиологическим особенностям, он «поймёт», что неудовлетворен трудом и сменит профессию. В результате процесса выбора рабочего места индивид может; обнаружить предприятие с лучшими параметрами (условия, организация, оплата труда) и сменит рабочее место по причине неудовлетворённости трудом, То есть дальнейший ход трудовой социализации самоорганизуется через феномен удовлетворённости трудом. - 34 - Так как трудовая социализация это процесс включения индивида в систему общественного разделения труда, а удовлетворенность трудом — оценка индивидом своего положения в этой системе, то понятно, что общая удовлетворенность трудом является одним из ведущих показателей эффективности трудовой социализации. - 35 – К оглавлению книги Ф.Н.Ильясова
|
| |
|