Ильясов Ф. Н. Удовлетворенность трудом |
В начало |
К оглавлению книги Ф.Н.Ильясова
§ 2.2. Связь структуры удовлетворённости трудом с социальным статусом и социальной активностьюВыше описывалась структура удовлетворённости трудом. В настоящем разделе продолжается анализ этого вопроса и рассматривается обобщённая модель - 44 - влияния социального статуса и вида труда на структуру удовлетворенности трудом, а также связь социального статуса с социальной активностью. Выявление зависимости структуры удовлетворенности трудом от вида труда поможет нам впоследствии объяснить наличие и отсутствие корреляции между удовлетворённостью и производительностью труда в различных исследованиях. Под социальным статусом обычно понимается место индивида в системе общественных отношений. В настоящем изложении под социальным статусом будет пониматься место индивида на шкале вертикальной дифференциации общества. Существование социальной структуры, как известно, является следствием общественного разделения труда, и поэтому система производственных отношений служит основой реально существующих статусных различий. Нами будет использоваться следующее операциональное определение социального статуса — это сила социальных связей, присущих индивиду. В понимании социальной связи мы исходим из классификации связей по формам движения материи [55]. Социальная связь — это то взаимодействие субъектов, посредством которого осуществляется социальная форма движения. При таком подходе выделяются виды социальных связей, соответствующих видам социальной деятельности: трудовые, общественно-политические, культурно-познавательные. Сила социальной связи определяется мерой социальной деятельности, то есть её интенсивностью и качеством. Социальные связи возникают в процессе реализации индивидом своих социальных функций и проявляются в виде результата соответствующей деятельности, который является показателем статуса. Трудовые социальные связи возникают в ходе трудовой деятельности, проявляются в виде результата труда, который является одним из основных показателей социального статуса. Этот показатель складывается из следующих индикаторов: общественное значение вида труда; его качество (квалификация); количество (производительность) труда; условия труда [11, 34, 68]. Влияние элементов структуры на общую удовлетворённость трудом различно. Главным, основополагающим, если говорить об «идеальной модели», является психофизиологический — без удовлетворённости содержанием труда общая удовлетворённость трудом не может возникнуть. При удовлетворённости содержанием труда ведущее значение приобретает психологический элемент (производственная ситуация). При - 45 - удовлетворенности содержанием труда и производственной ситуацией главную роль начинает играть социальный элемент. Уровень притязаний, как известно, зависит от уровня достижений. По мере роста социального статуса у индивида увеличиваются и требования к характеристикам своей трудовой деятельности, вследствие чего возникает связь между статусом и доминированием определенного элемента в структуре удовлетворённости трудом. При низком социальном статусе основные требования сосредоточены на самом главном — содержании труда. При среднем, в силу реализованности этого требования и большего уровня притязаний, ведущее значение приобретает состояние производственной ситуации. Соответственно, при высоком статусе главную роль. играет социальный элемент. Эта связь между статусом и структурой удовлетворенности трудом показана на схеме 6, Схема 6. Высокий социальный статус обусловливает доминирование социального элемента в структуре удовлетворённости. Средний статус приводит к тому, что доминирует психологический элемент, Низкий предопределяет наибольшую значимость психофизиологического. Однако приведённая схема не в полной мере отражает причины доминирования того или иного элемента в структуре удовлетворенности трудом, так как в этом участвует ещё и характер выполняемой работы. В научной литературе существуют различные классификации труда: по степени механизированности, соотношению умственных и физических затрат, творческому содержанию и так далее, в которых выделяются определенные виды труда на основании соответствующих признаков. При рассмотрении труда с точки зрения результата, принято деление его на производительный и непроизводительный. Последний может быть подразделен на управленческий и культурно-познавательный. Между видом труда и удовлетворенностью трудом также существует аналогичная связь как между удовлетворенностью и статусом. При производительном труде главным является содержание труда. В случае культурно-познавательной трудовой деятельности содержание труда не зависит от внешних обстоятельств — все основные операции осуществляются внутри субъекта. В то же время в группу с этим видом труда попадают лица, имеющие соответствующие склонности. Поэтому особое значение приобретает состояние производственной ситуации. При управленческом труде особую роль в общей удовлетворенности трудом приобретает социальный элемент ее структуры. Таким образом, от социального статуса и вида труда зависит то, какой элемент доминирует в структуре удовлетворённости трудом. На схеме 7 показана связь между производительным трудом, статусом и доминированием соответствующего элемента в структуре удовлетворенности. Схема 7.Доминирование элементов структуры удовлетворенности трудом в общей удовлетворённости в зависимости от статуса и вида труда Высокий статус работника и производительный вид труда обусловливают доминирование социального и психологического элементов в структуре удовлетворенности трудом. При среднем социальном статусе ведущими элементами становятся психологический и психофизиологический. Низкий социальный статус предопределяет ведущее значение психофизиологического элемента. То есть, если работник, имеющий низкий статус и занятый производительным трудом, отмечает свою удовлетворенность, - 47 - это следует понимать как удовлетворенность в основном содержанием труда. Социальный статус и вид трудовой деятельности обусловливают определённое качество структуры удовлетворённости трудом, В зависимости от изменения этих параметров происходит выделение ведущих элементов в структуре удовлетворенности работника. Проведенный анализ связи структуры удовлетворенности трудом с социальным статусом и видом труда позволяет показать связь когнитивно-эмоциональной структуры оценки удовлетворенности со статусом и видом труда. Доминирование какого-либо элемента в структуре удовлетворенности трудом порождает и преобладание соответствующего элемента в структуре оценки. В общем виде зависимость между видом труда, социальным статусом и доминированием соответствующего элемента в структуре оценки удовлетворенностью трудом дается в схеме 8, откуда видно, что при высоком статусе и управленческом виде труда преобладающим элементом в структуре оценки удовлетворённости трудом является когнитивный. Культурно-познавательный вид труда и средний социальный статус приводят к преобладанию эмоционального элемента. Низкий статус и производительный вид труда обусловливают преобладание чувственного восприятия в оценке удовлетворенности трудом. Схема 8.Связь когнитивно-эмоциональной структуры оценки удовлетворённости трудом со статусом и видом труда Проделанный анализ указывает на качественное различие одинаковых ответов на прямой вопрос об общей удовлетворенности трудом. Респонденты, имеющие разные статусы и различные виды труда, отмечая одну и ту же степень удовлетворенности, вкладывают в ответ - 48- разное содержание, что должно учитываться при интерпретации ответов различных социально-профессиональных групп. Теперь обратимся к рассмотрению связи между социальным статусом и социальной активностью, здесь мы попытаемся объяснить факт, отмечаемый различными авторами — во многих исследованиях обнаруживается положительная связь между статусом и социальной активностью*. На наш взгляд, эта связь опосредована структурой удовлетворенности трудом. В трактовке понятия социальной активности к настоящему времени ещё нет единства, поэтому в связи с тем, что ниже это понадобится при анализе трудовой активности, мы отразим тот из подходов к пониманию социальной активности, на котором будет основано дальнейшее изложение. В сравнении с физикой, химией, биологией, в социологии усиливается многозначность понимания активности. Здесь в полной мере происходит расширение семантического пространства слова «активность» за счет подключения к нему сложного синонимического ряда: деятельность, энергичность, предприимчивость, творчество, осознанность, целенаправленность и т.д. И вот эти ассоциативно-синонимические связи являются в значительной степени причиной существования большого числа разночтений понятия «социальная активность». Разночтений, возникающих не в силу принципиального отличия взглядов различных авторов на социальную активность, а вследствие того, что слово «активность» в их употреблении приобретает определенную метафоричность. Поэтому, если обобщить все определения понятия активности, то становится ясным, что под ней может пониматься всякое изменение: изменение вообще — в качественной или количественной определенности; изменение как качество определенного процесса; изменение как его интенсивность. Отождествлением понятий «активность» и «изменение» объясняется отмечаемая авторами сложность классификации различных пониманий активности [66, 83]. Во многом это языковой парадокс, когда одно олово приводится к другому посредством общего семантического поля. Однако сведение понятия «активность» к понятию «изменение» выхолащивает, на наш взгляд, содержание понятия актив- * См., например: [1З, 15, 26, 57, 77] и др. - 49 - ность и, видимо, столь расширенное толкование его не вполне оправдано. Во взглядах на активность мы придерживаемся точки зрения, рассматривающей её как количественную характеристику определенного качества, как меру*. В соотношении категорий «активность» и «движение» первая понимается как количественная характеристика определенной формы движения материи. Активность — это интенсивность проявления внутренней энергии объекта в рамках его качественно определенного взаимодействия со средой. Паре понятий «активность» и «движение» на социальном уровне развития материи соответствуют понятия «социальная активность» и «социальная деятельность». Социальная деятельность — это та часть поведения субъекта, посредством которой реализуется социальное движение, это «специфический способ существования материи на социальном уровне её организации» [66, с. 147]. А социальная активность — это мера социальной деятельности в целом [8, с. 112] и различных её видов: трудовой, общественно-политической, культурно-познавательной. Если мы понимаем активность как некоторую внутреннюю характеристику соответствующей формы движения материи, а формы движения выделяются на основе их качественного отличия друг от друга, тогда внутри определённой формы движения различия могут носить только количественный характер. В силу того, что эта интенсивность сравнивается сама с собой, в рамках определенной формы движения, она не может иметь внешнего критерия. В качестве внутреннего критерия активности в таком случае может применяться или условная единица измерения — конвенционально принятый эталон, или статистический критерий. При этом надо заметить, что величина единицы измерения во многом обусловлена статистическим критерием: её размер зависит от частоты возникающей потребности в измерении объектов определённой величины. Ввиду того, что социологическая наука пока не выработала единицу измерения различия видов социальной активности, то в качестве критерия для их измерения используется статистический. Из изложенного вытекает соответствующее определение: социальная активность — это мера социальной деятельности, имеющая критерием статистическую норму. * См., например [16, 44] и др. - 50 - Ранее была показана зависимость структуры удовлетворенности трудом от социального статуса и вида труда, из чего видно, что вне зависимости от вида труда, с увеличением социального статуса в структуре удовлетворенности трудом увеличивается удельный вес социального элемента. В силу этого социальная сфера увеличивает свою значимость в мировосприятии работника. - 51 - К оглавлению книги Ф.Н.Ильясова
|
| |
|