Ильясов Ф. Н. Удовлетворенность трудом

 
 В начало

 

К оглавлению книги Ф.Н.Ильясова

 

§ 2.2. Связь структуры удовлетворённости трудом с социальным статусом и социальной активностью

Выше описывалась структура удовлетворённости трудом. В настоящем разделе продолжается анализ этого вопроса и рассматривается обобщённая модель

- 44 -

влияния социального статуса и вида труда на структуру удовлетворенности трудом, а также связь социального статуса с социальной активностью.

Выявление зависимости структуры удовлетворенности трудом от вида труда поможет нам впоследствии объяснить наличие и отсутствие корреляции между удовлетворённостью и производительностью труда в различных исследованиях.

Под социальным статусом обычно понимается место индивида в системе общественных отношений. В настоящем изложении под социальным статусом будет пониматься место индивида на шкале вертикальной дифференциации общества. Существование социальной структуры, как известно, является следствием общественного разделения труда, и поэтому система производственных отношений служит основой реально существующих статусных различий.

Нами будет использоваться следующее операциональное определение социального статуса — это сила социальных связей, присущих индивиду. В понимании социальной связи мы исходим из классификации связей по формам движения материи [55]. Социальная связь — это то взаимодействие субъектов, посредством которого осуществляется социальная форма движения. При таком подходе выделяются виды социальных связей, соответствующих видам социальной деятельности: трудовые, общественно-политические, культурно-познавательные. Сила социальной связи определяется мерой социальной деятельности, то есть её интенсивностью и качеством.

Социальные связи возникают в процессе реализации индивидом своих социальных функций и проявляются в виде результата соответствующей деятельности, который является показателем статуса. Трудовые социальные связи возникают в ходе трудовой деятельности, проявляются в виде результата труда, который является одним из основных показателей социального статуса. Этот показатель складывается из следующих индикаторов: общественное значение вида труда; его качество (квалификация); количество (производительность) труда; условия труда [11, 34, 68].

Влияние элементов структуры на общую удовлетворённость трудом различно. Главным, основополагающим, если говорить об «идеальной модели», является психофизиологический — без удовлетворённости содержанием труда общая удовлетворённость трудом не может возникнуть. При удовлетворённости содержанием труда ведущее значение приобретает психологический элемент (производственная ситуация). При

- 45 -

удовлетворенности содержанием труда и производственной ситуацией главную роль начинает играть социальный элемент.

Уровень притязаний, как известно, зависит от уровня достижений. По мере роста социального статуса у индивида увеличиваются и требования к характеристикам своей трудовой деятельности, вследствие чего возникает связь между статусом и доминированием определенного элемента в структуре удовлетворённости трудом. При низком социальном статусе основные требования сосредоточены на самом главном — содержании труда. При среднем, в силу реализованности этого требования и большего уровня притязаний, ведущее значение приобретает состояние производственной ситуации. Соответственно, при высоком статусе главную роль. играет социальный элемент. Эта связь между статусом и структурой удовлетворенности трудом показана на схеме 6,

Схема 6.
Зависимость между социальным статусом и доминированием элементов в структуре удовлетворенности трудом
 

Высокий социальный статус обусловливает доминирование социального элемента в структуре удовлетворённости. Средний статус приводит к тому, что доминирует психологический элемент, Низкий предопределяет наибольшую значимость психофизиологического.

Однако приведённая схема не в полной мере отражает причины доминирования того или иного элемента в структуре удовлетворенности трудом, так как в этом участвует ещё и характер выполняемой работы.

В научной литературе существуют различные классификации труда: по степени механизированности, соотношению умственных и физических затрат, творческому содержанию и так далее, в которых выделяются определенные виды труда на основании соответствующих признаков.

При рассмотрении труда с точки зрения результата, принято деление его на производительный и непроизводительный. Последний может быть подразделен на управленческий и культурно-познавательный. Между видом труда и удовлетворенностью трудом также существует аналогичная связь как между удовлетворенностью и статусом.

При производительном труде главным является содержание труда. В случае культурно-познавательной трудовой деятельности содержание труда не зависит от внешних обстоятельств — все основные операции осуществляются внутри субъекта. В то же время в группу с этим видом труда попадают лица, имеющие соответствующие склонности. Поэтому особое значение приобретает состояние производственной ситуации. При управленческом труде особую роль в общей удовлетворенности трудом приобретает социальный элемент ее структуры.

Таким образом, от социального статуса и вида труда зависит то, какой элемент доминирует в структуре удовлетворённости трудом.

На схеме 7 показана связь между производительным трудом, статусом и доминированием соответствующего элемента в структуре удовлетворенности.

Схема 7.
Доминирование элементов структуры удовлетворенности трудом в общей удовлетворённости в зависимости от статуса и вида труда  

Высокий статус работника и производительный вид труда обусловливают доминирование социального и психологического элементов в структуре удовлетворенности трудом. При среднем социальном статусе ведущими элементами становятся психологический и психофизиологический. Низкий социальный статус предопределяет ведущее значение психофизиологического элемента. То есть, если работник, имеющий низкий статус и занятый производительным трудом, отмечает свою удовлетворенность,

- 47 -

это следует понимать как удовлетворенность в основном содержанием труда.

Социальный статус и вид трудовой деятельности обусловливают определённое качество структуры удовлетворённости трудом, В зависимости от изменения этих параметров происходит выделение ведущих элементов в структуре удовлетворенности работника.

Проведенный анализ связи структуры удовлетворенности трудом с социальным статусом и видом труда позволяет показать связь когнитивно-эмоциональной структуры оценки удовлетворенности со статусом и видом труда. Доминирование какого-либо элемента в структуре удовлетворенности трудом порождает и преобладание соответствующего элемента в структуре оценки. В общем виде зависимость между видом труда, социальным статусом и доминированием соответствующего элемента в структуре оценки удовлетворенностью трудом дается в схеме 8, откуда видно, что при высоком статусе и управленческом виде труда преобладающим элементом в структуре оценки удовлетворённости трудом является когнитивный. Культурно-познавательный вид труда и средний социальный статус приводят к преобладанию эмоционального элемента. Низкий статус и производительный вид труда обусловливают преобладание чувственного восприятия в оценке удовлетворенности трудом.

Схема 8.
Связь когнитивно-эмоциональной структуры оценки удовлетворённости трудом со статусом и видом труда

Проделанный анализ указывает на качественное различие одинаковых ответов на прямой вопрос об общей удовлетворенности трудом. Респонденты, имеющие разные статусы и различные виды труда, отмечая одну и ту же степень удовлетворенности, вкладывают в ответ

- 48-

разное содержание, что должно учитываться при интерпретации ответов различных социально-профессиональных групп.

Теперь обратимся к рассмотрению связи между социальным статусом и социальной активностью, здесь мы попытаемся объяснить факт, отмечаемый различными авторами — во многих исследованиях обнаруживается положительная связь между статусом и социальной активностью*. На наш взгляд, эта связь опосредована структурой удовлетворенности трудом.

В трактовке понятия социальной активности к настоящему времени ещё нет единства, поэтому в связи с тем, что ниже это понадобится при анализе трудовой активности, мы отразим тот из подходов к пониманию социальной активности, на котором будет основано дальнейшее изложение.

В сравнении с физикой, химией, биологией, в социологии усиливается многозначность понимания активности. Здесь в полной мере происходит расширение семантического пространства слова «активность» за счет подключения к нему сложного синонимического ряда: деятельность, энергичность, предприимчивость, творчество, осознанность, целенаправленность и т.д. И вот эти ассоциативно-синонимические связи являются в значительной степени причиной существования большого числа разночтений понятия «социальная активность». Разночтений, возникающих не в силу принципиального отличия взглядов различных авторов на социальную активность, а вследствие того, что слово «активность» в их употреблении приобретает определенную метафоричность.

Поэтому, если обобщить все определения понятия активности, то становится ясным, что под ней может пониматься всякое изменение: изменение вообще — в качественной или количественной определенности; изменение как качество определенного процесса; изменение как его интенсивность. Отождествлением понятий «активность» и «изменение» объясняется отмечаемая авторами сложность классификации различных пониманий активности [66, 83]. Во многом это языковой парадокс, когда одно олово приводится к другому посредством общего семантического поля. Однако сведение понятия «активность» к понятию «изменение» выхолащивает, на наш взгляд, содержание понятия актив-

* См., например: [1З, 15, 26, 57, 77] и др.

- 49 -

ность и, видимо, столь расширенное толкование его не вполне оправдано.

Во взглядах на активность мы придерживаемся точки зрения, рассматривающей её как количественную характеристику определенного качества, как меру*. В соотношении категорий «активность» и «движение» первая понимается как количественная характеристика определенной формы движения материи. Активность — это интенсивность проявления внутренней энергии объекта в рамках его качественно определенного взаимодействия со средой. Паре понятий «активность» и «движение» на социальном уровне развития материи соответствуют понятия «социальная активность» и «социальная деятельность». Социальная деятельность — это та часть поведения субъекта, посредством которой реализуется социальное движение, это «специфический способ существования материи на социальном уровне её организации» [66, с. 147]. А социальная активность — это мера социальной деятельности в целом [8, с. 112] и различных её видов: трудовой, общественно-политической, культурно-познавательной.

Если мы понимаем активность как некоторую внутреннюю характеристику соответствующей формы движения материи, а формы движения выделяются на основе их качественного отличия друг от друга, тогда внутри определённой формы движения различия могут носить только количественный характер. В силу того, что эта интенсивность сравнивается сама с собой, в рамках определенной формы движения, она не может иметь внешнего критерия. В качестве внутреннего критерия активности в таком случае может применяться или условная единица измерения — конвенционально принятый эталон, или статистический критерий. При этом надо заметить, что величина единицы измерения во многом обусловлена статистическим критерием: её размер зависит от частоты возникающей потребности в измерении объектов определённой величины. Ввиду того, что социологическая наука пока не выработала единицу измерения различия видов социальной активности, то в качестве критерия для их измерения используется статистический.

Из изложенного вытекает соответствующее определение: социальная активность — это мера социальной деятельности, имеющая критерием статистическую норму.

* См., например [16, 44] и др.

- 50 -

Ранее была показана зависимость структуры удовлетворенности трудом от социального статуса и вида труда, из чего видно, что вне зависимости от вида труда, с увеличением социального статуса в структуре удовлетворенности трудом увеличивается удельный вес социального элемента. В силу этого социальная сфера увеличивает свою значимость в мировосприятии работника.
Большая интернализация социальных норм и, следовательно, большее осознание потребностей общества, усиливает стремление проявлять социальную активность. Из понимания социального статуса как силы социальных связей следует, что различный статус предоставляет разные возможности для реализации социальной активности — с возрастанием его увеличивается возможность для проявления активности. То есть здесь параллельно действуют два взаимосвязанных фактора: с одной стороны, увеличение социального статуса усиливает в человеке стремление проявлять социальную активность, а с другой — увеличивает возможность для проявления этой активности. Следствием этого является отмечаемая в исследованиях положительная корреляция межу социальным статусом и различными видами социальной активности, в том числе и трудовой.

- 51 -

К оглавлению книги Ф.Н.Ильясова