Деловая и прикладная литература |
В начало |
4.3. Социальная реклама как первый этап политической рекламной кампании |
Социальная реклама есть реклама идей общественного характера, предположительно оказывающая положительное воздействие на состояние общества. Известные примеры: - борьба с курением, алкоголизмом, наркоманией - соблюдение правил дорожного движения - защита окружающей среды - права женщин - уплата налогов - пропаганда идей рационального природопользования - использование презервативов - планирование семьи - защита животных - призывы к благотворительности - призывы к потреблению отечественных продуктов и др. -122- Социальная реклама может использоваться в качестве первого этапа политической рекламной кампании. В этом случае она занимает промежуточное положение между прямой рекламой и одним из методов формирования общественного мнения (паблик рилейшнз). Задача социальной рекламы в данном случае - сформировать определённый эмоциональный и умственный настрой (отношение), для использования его в прямой политической рекламе кандидата. Цели социальной рекламы: 1. сформировать устойчивое положительное отношение к самому факту социальной рекламы, к её визуальному ряду, содержанию, декларируемым идеям и её словесному сопровождению (наполнению);2. закрепить в психике избирателей визуальный ряд (содержание, композиция, цвета), идеи и слова, используемые в социальной рекламе; 3. служить эффективной отправной точкой для политической рекламы кандидата. В социальной рекламе можно выделить следующие основные взаимосвязанные темы: 1) борьба с пороками и опасностями, предотвращение катастроф или нежелательных последствий, декларация благих целей; 2) декларация ценностей; 3) призывы к созиданию; 4) социальная психотерапия. Рассмотрим их по порядку. 1) Борьба с пороками и опасностями Наиболее актуальными для россиян опасностями могут являться: а) «экономическая» (низкий уровень жизни и угроза дальнейшего его снижения, развал промышленности и -123- сельского хозяйства); б) «геополитическая» (утрата былого могущества и влияния, опасность дальнейшего развала страны); в) «государственная» (неспособность властей эффективно управлять страной); г) «духовная» (отсутствие национальной идеологии, единого национального духа, мобилизующих ценностей). 2) Декларация ценностей Результаты социологических исследований показывают, что наиболее приоритетными являются следующие ценности: здоровье, работа (карьера), семья (дети), заработок (доход), личное счастье, безопасность (комфорт) и др. 3) Призывы к созиданию Здесь можно выделить такие мотивы, как стремление к достижению социальных и индивидуальных идеалов. 4) Социальная психотерапия Социальная реклама используется как форма социальной психотерапии в тех случаях, когда массовыми являются определённые негативные психологические состояния и чувства. Достаточно распространёнными для россиян можно считать: состояние повышенной тревожности, страх; неуверенность в себе, в завтрашнем дне; беспокойство за свою судьбу и судьбу своих близких; угнетённость, отчаяние, депрессивные состояния, переживания из-за низкого личного и группового, общегосударственного статуса. Отбор наиболее популярных тем для социальной рекламы производится в зависимости от имиджа кандидата (партии) и состояния электората. Судя по проводимым социологическим опросам, наиболее актуальной опасностью для большинства россиян является «экономическая». Наиболее приемлемой (реализуемой) является такая интегральная ценность, как «семья». Здесь следует отметить, что в связи со сложной социально-экономической ситуаци- -124- ей семья как социальный институт и как специфическая социальная группа утратила свои прежние позиции и с ценностной, и с функциональной точки зрения, поэтому её ценность является особенно актуальной. Однако реальная, «побудительная» ценность семьи в настоящее время снижена из-за плохого материального положения основной части населения. Поскольку в России в настоящее время, судя по всему, нет разделяемых подавляющим большинством идеалов («совсем» нет «героя нашего времени»), то построение социальной рекламы на призывах к созиданию, без специального исследования этого вопроса, представляется нецелесообразным. Психотерапевтическая реклама должна быть направлена на снятие состояния тревожности, снижение страха, внушение чувства уверенности. Представляется, что достаточно эффективной может быть интегральная идея - объединение в социальной рекламе призыва к борьбе с опасностью («экономической»), декларация ценности («семья») и социальной психотерапии (построенной на темах экономики и семьи). Идеи, которые могут иметь максимальную эмоциональную отдачу в политической рекламе кандидата и их наполнение, могут быть различны. Если принять как исходную описанную выше интегральную идею, то в качестве основного содержания рекламного сообщения можно предложить следующее: «Исторически неизбежно - экономика России начнёт выправляться, поэтому в семью вернётся благополучие и население будет жить спокойно». Трансформация содержания социальной рекламы в основную идею политической рекламы кандидата может происходить, например, следующим образом. Основное содержание социальной рекламы: «Исторически неизбежно - экономика России начнёт выправляться, поэтому в семью вернётся благополучие и население будет -125- жить спокойно», - легко трансформируется в основное сообщение политической рекламы кандидата: «Если президентом станет X. - экономика России начнёт выправляться, поэтому в семью вернётся благополучие и население будет жить спокойно». Интересным примером использования идеи социальной рекламы как формы предвыборной рекламы избирательного блока была акция СПС по агитации за проведение всероссийского референдума в 1999г.
|
|