Деловая и прикладная литература |
В начало |
Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: УРАО, 1997.
Глава. V ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ § 1. Что такое способности
Интерес психологов к проблеме диагностирования способностей вызван двумя главными причинами. Во-первых, запросами практики обучения и воспитания детей. Действительно, педагогам и родителям важно знать способности и склонности ребёнка для построения адекватной системы психолого-педагогической работы, реализации индивидуального подхода, ранней диагностики одарённых детей, выраженности у них музыкальных, художественных и других талантов. Кстати говоря, во многих видах творческой деятельности своевременное выявление способностей необходимо ещё и в связи с тем, что пики достижений приходятся на довольно молодой возраст (например, в хореографии это 20—25 лет, в сфере изобразительного искусства 30—34 года, в химии 26—30 лет), это же относится и к спорту. Надёжные и прогностические методы диагностики способностей необходимы также и для таких областей практики, как профконсультация и размещение кадров по рабочим постам, профотбор и профобучение. Диагностика способностей имеет выраженную гуманистическую направленность, поскольку способствует выбору наиболее подходящих интересам и склонностям человека профессий, путей и способов построения обучения с учетом индивидуальных способностей. Вторая причина, побудившая психологов обратиться к проблеме диагностики способностей, состояла в признании того факта, что традиционные тесты интеллекта сосредоточены главным образом на изучении "абстрактных" или, как их ещё называют, "академических" способностей, таких, как числовые, вербальные и др. Интеллект длительное время рассматривался как единое, неделимое свойство. Однако применение факторного анализа показало, что интеллект сам по себе включает ряд относительно независимых способностей, таких, как вербальные, математические, пространственные, мнемические. Наряду с этим было показано, что интеллектуальное развитие находится в определённой зависимости от уровня развития некоторых специальных способностей, например, сенсорных, и поэтому сведения об их выраженности требовались даже для более правильного понимания закономерностей формирования интеллекта. Это позволяло также получить более полную характеристику личности и, собственно, на начальном этапе результаты подобных исследовании дополняли данные об IQ. В зарубежной психологии под способностями понимаются либо врожденные способности индивида, фатально определяющие все будущие достижения субъекта (capacity), либо приобретенные навыки и умения (ability). Достаточно распространенным в области психодиагностики способностей является термин aptitude, который входит в название многих тестов, главным образом тестов отдельных способностей. В английском психологическом словаре он определяется как "природная способность приобретать относительно общие или специальные знания и умения". На неотчетливость этих определений указывает известный психолог Б.М. Теплов. Он отмечает, что зарубежные ученые либо сближали это понятие с уровнем наличных достижений субъекта, либо сводили его к врожденным потенциям индивида, определяющим возможности его развития в дальнейшем. В своей статье "Способности и одаренность", опубликованной в 1941 г., Б.М. Теплов проанализировал значения терминов ability и capacity, которые употребляются и по сей день американскими и английскими психологами для обозначения понятия "способность". Автор приводит определения этих терминов, взятых из американских психологических словарей: ability — умение выполнять действия, включающие в себя сложные координированные движения и разрешение умственных задач" или "то, что может быть сделано человеком на данном уровне обученности и развития"; capacity — максимальные возможности в отношении какой-либо функции, ограниченные его врождённой конституцией и измеряемые теоретически тем пределом, до которого может быть развита эта функция при оптимальных условиях", или "возможности организма, определяемые и ограничиваемые его врождённой конституцией" (Б.М. Теплов, 1941 С 24—25). Свое отношение к возможности использования этих терминов Б. М. Теплов выражает, опираясь на сформулированное им самим определение понятия "способность", в котором выделены три главные признака: "Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого, никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные способности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека" (там же С. 22—23). Исходя из такого понимания способностей, можно заключить, что ни одно из трех определений, употребляемых зарубежными авторами, не отражает сути понятия "способность". Первое (ability), по существу, если не целиком, то в значительной мере подменяет "способность" совокупностью навыков и умений, приобретённых индивидом. Принятие же других терминов (capacity, aptitude) означало бы признание того, что способности человека являются врождёнными и, возможно, фатально определяющими дальнейшее развитие субъекта. Но способности как "индивидуально-психологические особенности" уже по самому определению не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть анатомо-физиологические особенности, природные предпосылки, задатки, лежащие в основе развития способностей. Задатки в принципе определяют возможные направления развития способностей, в задатках способности даны как потенция, но сами способности — всегда результат развития. Следует отметить, что основные положения, сформулированные Б.М. Тепловым относительно понимания способностей, отражены во всех психологических словарях, вышедших в последнее время (Психологический словарь, 1993; Краткий психологический словарь, 1985; Психология: Словарь, 1990). Между способностями, знаниями и умениями существует своеобразная диалектическая связь: для овладения последними необходимы соответствующие способности, а само формирование способностей предполагает освоение связанных с соответствующей деятельностью знаний и умений. Что касается природных, врождённых факторов, то они рассматриваются как анатомо-физиологические задатки, лежащие в основе формирования способностей, сами же способности — всегда результат развития в конкретной деятельности. По словам Б.М. Теплова, способности не только проявляются, но и создаются в деятельности. О важной роли природных особенностей, в частности свойств нервной системы человека, в формировании способностей к разным видам деятельности свидетельствуют исследования, проводящиеся научным коллективом под руководством Э.А. Голубевой (Э.А. Голубева, 1993). Принято выделять общие и специальные способности. Об общих способностях шла речь в главе IV, в которой обсуждались вопросы умственного развития. Напомним лишь, что общие способности обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по ее видам (математические, литературные, художественные и т. д.). В зарубежной психологии не разработано теории способностей, а разделение на общие и специальные основывается на полученном с помощью факторного анализа эмпирическом выделении разнообразных факторов, которые и рассматриваются как проявление разных способностей. Такие исследования проводились Ч. Спирменом, Л. Терстоном, Дж. Гилфордом и др. В отечественной психологии соотношение общих и специальных способностей рассматривается как соотношение общего и особенного. Известный психолог С. Л. Рубинштейн охарактеризовал это следующим образом: "Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу, между ними имеется и различие и единство" (С Л Рубинштейн, 1940). Основные положения теории способностей получили свое развитие и конкретизацию в многочисленных работах отечественных психологов по изучению специальных способностей. Б.Г. Ананьев со своим научным коллективом разработал комплексный подход к исследованию разносторонних особенностей и возможностей человека. Широко известны работы В. А. Крутецкого по изучению математических способностей, Б. М. Теплова — по изучению музыкальных способностей. Исследование организаторских способностей проводились Л.И. Уманским, педагогических способностей — Н. Ф. Кузьминой, Н. А. Аминовым, лётных способностей — К. К. Платоновым, художественных способностей — Е.И. Игнатьевым, А. А. Мелик-Пашаевым, литературных — 3. Н. Новлянской и др. |
|