Деловая и прикладная литература |
В начало |
Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: УРАО, 1997.
§ 8. Новое направление в разработке личностных методик
Новым направлением в разработке личностных методик может быть признано создание методов диагностики, ориентированных на психологический норматив. В главах данного пособия (в частности, во второй) подробно описывается содержание этого понятия в приложении к диагностике когнитивной сферы человека. В Психологическом институте РАО была предпринята попытка создания личностной методики на основе принципов нормативной диагностики (Е.М. Борисова, Р.Ф. Валеев, К.М. Гуревич, 1993). Разработанный блок методик предназначен для изучения нравственно-психологических особенностей трудных подростков 14—16 лет (ТНПО). Этот возраст, по мнению многих психологов, является не только наиболее криминогенным, но в то же время он благоприятен и для профилактических мер воздействия, коррекции развития личности и предотвращения преступного поведения. Как и любой нормативный тест, он предусматривает большую аналитическую работу по выявлению тех личностных особенностей, которые можно считать критериальными для диагностики нравственно-психологического статуса подростка. Среди них были выделены следующие черты: жестокость, воровство, самоутверждение, склонность ко лжи, социальная безответственность, эгоистическая беспринципность, аморально-эгоистическое отношение к лицам другого пола, агрессивность, импульсивность. Для диагностики этих качеств были разработаны: специальный опросник, рисуночный тест и тест незаконченных предложений. Апробация тестовой батареи проводилась на выборках школьников обычной средней школы, трудных подростках (учащихся ПТУ), воспитанниках воспитательно-трудовой колонии. Были получены удовлетворительные показатели надёжности и валидности всех методик. Блок методик позволяет выявлять подростков "зоны риска", т.е. тех, кто может продемонстрировать противоправное поведение и совершить правонарушение в криминогенной ситуации. Литература Анастази А. Психологическое тестирование. М, 1982. Кн. 2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С 30—67. Логинова Г.Л. Опросники в психологической диагностике личности // Психологическая диагностика. М., 1981. С 35—101. Магомед-Эминов М.Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика. М.. 1987. С 155—169. Соколова Е. Т. "Совместный тест Роршаха" для диагностики нарушении семейного общения // Общая психодиагностика. М, 1987. С. 194—206. Сталин В.В. Психодиагностика самосознания // Общая психодиагностика М, 1987. С 245—289. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 2. С. 270—337. |