Деловая и прикладная литература 

 В начало


Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: УРАО, 1997.

К оглавлению

 

§ 8. Новое направление в разработке личностных методик

 

Новым направлением в разработке личностных методик может быть признано создание методов диагностики, ориентированных на психологический норматив. В главах данного пособия (в частности, во второй) подробно описывается содержание этого понятия в приложении к диагностике когнитивной сферы человека.

В Психологическом институте РАО была предпринята попытка создания личностной методики на основе принципов нормативной диагностики (Е.М. Борисова, Р.Ф. Валеев, К.М. Гуревич, 1993).

Разработанный блок методик предназначен для изучения нравственно-психологических особенностей трудных подростков 14—16 лет (ТНПО). Этот возраст, по мнению многих психологов, является не только наиболее криминогенным, но в то же время он благоприятен и для профилактических мер воздействия, коррекции развития личности и предотвращения преступного поведения.

Как и любой нормативный тест, он предусматривает большую аналитическую работу по выявлению тех личностных особенностей, которые можно считать критериальными для диагностики нравственно-психологического статуса подростка. Среди них были выделены следующие черты: жестокость, воровство, самоутверждение, склонность ко лжи, социальная безответственность, эгоистическая беспринципность, аморально-эгоистическое отношение к лицам другого пола, агрессивность, импульсивность.

Для диагностики этих качеств были разработаны: специальный опросник, рисуночный тест и тест незаконченных предложений.

Апробация тестовой батареи проводилась на выборках школьников обычной средней школы, трудных подростках (учащихся ПТУ), воспитанниках воспитательно-трудовой колонии. Были получены удовлетворительные показатели надёжности и валидности всех методик. Блок методик позволяет выявлять подростков "зоны риска", т.е. тех, кто может продемонстрировать противоправное поведение и совершить правонарушение в криминогенной ситуации.

Литература

Анастази А. Психологическое тестирование. М, 1982. Кн. 2.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С 30—67.

Логинова Г.Л. Опросники в психологической диагностике личности // Психологическая диагностика. М., 1981. С 35—101.

Магомед-Эминов М.Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика. М.. 1987. С 155—169.

Соколова Е. Т. "Совместный тест Роршаха" для диагностики нарушении семейного общения // Общая психодиагностика. М, 1987. С. 194—206.

Сталин В.В. Психодиагностика самосознания // Общая психодиагностика М, 1987. С 245—289.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.  М., 1986. Т.  2.  С.  270—337.

К оглавлению

 

 

 

В начало