лого
На главную  

К оглавлению книги

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

СВОДНЫЙ СПИСОК ТЕСТОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

В списке приведены признаки, наиболее часто встречающиеся в рисуночных тестах. Разные варианты интерпретации отделены друг от друга точкой с запятой. В одних случаях справедливы несколько интерпретаций одновременно, в других – только одна из них. Менее вероятные интерпретации указаны после слова иногда. При необходимости даны возрастные границы, за пределами которых данный показатель не подлежит интерпретации.

В списке отсутствуют нейтральные, не оцениваемые варианты изображения. Например, не назван такой признак, как средняя сила нажима на карандаш, а есть лишь варианты слабый нажим (то есть заметно слабее среднего) и сильный нажим (то есть заметно сильнее среднего). Отсутствует вариант «изображение анфас»; приведены только варианты изображение со спины, изображение в профиль и изображение в три четверти.

Чтобы более полно познакомиться с диагностическим значением признака, рекомендуется обращаться к соответствующим иллюстрациям (их номера указаны в скобках). Однако некоторые признаки (например, использование цвета), не проиллюстрированы в тексте и поэтому не сопровождаются подобными ссылками.

ФОРМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
НАЖИМ НА КАРАНДАШ –

показатель психомоторного тонуса:

• Слабый нажим , местами линия едва видна (25, 26, 33, 60, 76, 79, 110) – астения ; пассивность ; иногда депрессивное или субдепрессивное состояние ( с четырехлетнего возраста ).

• Сильный нажим , карандаш глубоко продавливает бумагу (24, 39, 44, 59) – эмоциональная напряженность ; ригидность ; импульсивность ( с четырехлетнего возраста ).

• Сверхсильный нажим , карандаш рвет бумагу (67) – конфликтность ; гиперактивность ; иногда агрессивность ; острое возбуждение , пограничное или психотическое состояние .

• Нажим сильно варьирует (29, 61, 74) – эмоциональная лабильность ( с четырехлетнего возраста ).

• Колебания нажима особо сильны

116, 120) – эмоциональная неустойчивость ; иногда острое состояние .

ОСОБЕННОСТИ ЛИНИЙ

• Штриховые линии (26, 29, 34 – 36, 40,

76) – тревожность как черта личности.

• Множественные линии (22, 27, 29, 35, 36, 40, 59, 60, 71, 102, 103) – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.

• Эскизные линии: сначала проводятся слабые линии, затем наиболее удачная наводится более жирной (27) – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.

• Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку (22, 143, 144, 154) – импульсивность; органическое поражение мозга; иногда гиперактивность (с пятилетнего возраста).

• Линии, не доведенные до конца (25, 74, 110) – астения; иногда импульсивность (с пятилетнего возраста).

• Искажение формы линий (22) – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста).

РАЗМЕР РИСУНКОВ

• Увеличенный размер : рисунок человека занимает более 2/3 листа по высоте , несуществующее животное – весь лист (22, 29, 51, 71, 72, 85, 96, 100, 101, 111, 144, 154) – тревога как состояние на момент обследования ; стрессовое состояние ; иногда импульсивность ; гиперактивность .

• Уменьшенный размер : рисунок занимает менее 1/3 листа по высоте (30, 47, 48, 70, 79, 107, 125, 129) – депрессия ; низкая самооценка .

• Размер рисунков сильно варьирует – эмоциональная лабильность .

РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ

• Смещен вверх , расположен в верхней половине листа , но не в углу (39, 44) – иногда повышение самооценки , возможно , компенсаторное ; стремление к высоким достижениям .

• Смещен вниз , расположен в нижней половине листа (26, 31) – иногда снижение самооценки .

• Смещен вбок (21) – иногда органическое поражение . мозга .

• Выходит за край листа (22, 51, 67, 120, 131) – импульсивность ; острая тревога ; иногда пограничное , невротическое или психотическое состояние .

• Помещен в углу листа (30, 70) – иногда депрессия или субдепрессия .

ТЩАТЕЛЬНОСТЬ И ДЕТАЛИЗИРОВАННОСТЬ РИСУНКОВ

• Большое количество разнообразных деталей (39, 43, 48, 53, 61, 84) – демонстративность ; живое воображение , творческая направленность .

• Повышенная тщательность , большое количество однотипных деталей (24, 39, 44, 75, 76) – ригидность ; тревожность ; иногда перфекционизм ; эпилепто - идная акцентуация ; органическое поражение мозга .

• Малое количество деталей , схематичность , в отношении к возрастной норме (14 – 19, 25, 26, 33, 51, 76, 80, 102 - 104, 116, 127 – 129, 131) – астения ; импульсивность ; низкая эмоциональность ; негативизм ; отрицательное отношение к обследованию ; интровертность , замкнутость ; иногда депрессия или субдепрессия ; шизоидная акцентуация ; сниженный уровень умственного развития .

• Небрежность , в отношении к возрастной норме (22, 144) – импульсивность ; низкая мотивация ; иногда органическое поражение мозга ; негативизм ; отрицательное отношение к обследованию . Тщательность и детализированность рисунков сильно варьируют (74, 137, 148) – эмоциональная лабильность ; разное эмоциональное отношение к разным изображаемым персонажам :

• увеличение числа и разнообразия деталей – положительное отношение ;

• увеличение числа однообразных деталей – напряженное отношение ;

• бедность деталей , схематичность , небрежность – отрицательное отношение .

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ

• Стирание и исправление линий (29, 34, 39, 41, 47, 57, 59, 60, 71, 112, 116, 151) – тревога как состояние на момент обследования ; стрессовое состояние ; эмоциональная напряженность ; тревожность , неуверенность в себе ; иногда перфекционизм .

• Штриховка рисунка простым карандашом (36, 47, 51, 68, 102, 104, 105, 151) - тревожность как личностная черта ; тревога как состояние на момент обследования ; иногда художественный прием у людей , обучающихся или обучавшихся рисованию ( в этих случаях не интерпретируется );

• размашистая штриховка , местами выходящая за контур рисунка (31, 42), – острая тревога ; импульсивность ( с шестилетнего возраста );

• особо тщательная штриховка (27, 98) – тревожность , неуверенность в себе ; ригидность ; иногда перфекционизм ;

• штриховка с сильным нажимом : за - чернение всего рисунка или его части (31, 42, 72, 98, 119, 153, 155, 160) – эмоциональная напряженность ; острая тревога ; иногда пограничное или психотическое состояние .

• Отклонение от вертикали (21, 23, 144, 154) – органическое поражение мозга ; иногда ощущение своей психологической неустойчивости , плохой приспособленности к жизни или неустойчивого невротического состояния ; нарушения умственного развития ( с пятилетнего возраста ).

• Нарушения симметрии (20, 22, 23, 51, 52, 121, 122, 131, 144, 154) – органическое поражение мозга ; импульсивность ; иногда негативизм ; острое состояние ( с пятилетнего возраста ).

• Двигательные персеверации (22) – органическое поражение мозга ; иногда психическое заболевание ; интеллектуальное нарушение ( с четырехлетнего возраста ).

• Распад формы , неопределенный , часто незамкнутый контур (66, 103, 106, 116, 120) – интеллектуальное нарушение ; органическое поражение мозга ; пограничное невротическое состояние ; психическое заболевание ( с пятилетнего возраста ).

• Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи , заполняющие весь лист (42, 63, 107) – импульсивность , острая тревога ; пограничное невротическое состояние ; иногда психотическое возбуждение ( с четырехлетнего возраста ).

• Грубое искажение формы и / или пропорций (21, 52, 60, 63 – 65, 101, 114, 116, 121, 144) – интеллектуальное нарушение ; органическое поражение мозга ; негативизм ; сниженная конформность , нарушения социализации ; пограничное невротическое состояние ; психическое заболевание ( с пятилетнего возраста ).

РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ

• Головоног (1) – до четырехлетнего возраста соответствует норме ; позднее – задержка в развитии изобразительной функции и , возможно , в общем умственном развитии ; иногда умственная отсталость .

• Схематический ; руки и ноги изображены одинарной линией (2, 14, 15, 23, 141) – до пяти с половиной лет соответствует норме ; позднее – формальное отношение к заданию ; негативизм ; задержка в развитии изобразительной функции и , возможно , в общем умственном развитии ; иногда нарушение обучаемости , органическое поражение мозга ; умственная отсталость .

• Схематический ; одни конечности изображены одинарной линией , другие – двойной (17, 22, 505, 131) – до шести с половиной лет соответствует норме ; позднее – импульсивность ; задержка в развитии изобразительной функции и , возможно , в общем умственном развитии ; иногда нарушение обучаемости , органическое поражение мозга ; умственная отсталость .

• Схематический ; руки и ноги изображены двойной линией (3 – 6, 16, 18, 19, 42, 51 а , 63) – до восьмилетнего возраста соответствует норме ; позднее – формальное отношение к заданию ; задержка в развитии изобразительной функции и , возможно , в общем умственном развитии ; иногда нарушение обучаемости , органическое поражение мозга ; умственная отсталость .

• Промежуточный между схематическим и пластическим (7 – 10, 20, 31, 38, 64, 144, 149, 153, 154, 163, 165) – до подросткового возраста соответствует норме ; позднее – импульсивность ; задержка в развитии изобразительной функции и , возможно , в общем умственном развитии ; иногда нарушение обучаемости , органическое поражение мозга .

• Карикатурный (53, 160 – 162) – демон - стративность , обычно в сочетании с негативизмом , асоциальностью или антисоциальностью ; желание «закрыться» от проверяющего .

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА

• Грустное (32, 33, 56, 58) – сниженное настроение , субдепрессия ; астения ; чувство одиночества ; иногда депрессия .

• Растерянное (31, 39, 40, 60 а , 63) – неуверенность ; тревога ; ощущение бессилия ; иногда невротическое состояние .

• Отстраненное (43, 49) – интровертность ; погруженность в свой внутренний мир , склонность к защитному фантазированию ; иногда шизоидный склад личности .

• Мрачное (44, 52, 606) – депрессия или дисфория ; ригидность ; эпилептоидная акцентуация ; негативизм ; асоциальность ; отрицательное отношение к обследованию ; иногда психопатия .

• Агрессивное (44, 606, 159, 161, 162, 165) – агрессивность ; остро протекающий подростковый кризис ; импульсивность ; негативизм ; отрицательное отношение к обследованию ; иногда психопатия .

• Странное (45, 50 – 52, 62, 64 – 67) – шизоидность ; сниженная конформность , недостаточная социализирован - ность ; иногда психическое заболевание .

• Неприятное , отталкивающее (52, 606, 64, 65, 159) – негативизму отрицательное отношение к обследованию ; остро протекающий подростковый кризис ; асоциальность или антисоциальность ; негативное отношение к изображаемому персонажу ; иногда психическое заболевание .

ПОЗА, РАКУРС

• Со спины (47) – негативизм ; конфликтность ; подростковый кризис .

• В профиль (49, 576) – иногда негативизм ; подростковый кризис .

• В три четверти (566, 57 а ) – творческая ( художественная ) направленность .

• Идет ( бежит ) или занят какой - либо работой (56 а , 67) – творческая направленность ; высокая активность .

• Сидит (5, 48, 566) – творческая направленность ; иногда пассивность .

• Лежит – пассивность ; творческая направленность ; иногда астения .

ИЗОБРАЖЕН КАКОЙ-ЛИБО ПЕРСОНАЖ – демонстративность

• Шут , клоун (38) – сниженная самооценка ; иногда негативное самопредъявление .

• Король , принц , граф , вельможа ... (37) – высокий уровень притязаний .

• Военный – иногда агрессивность .

• Антисоциальный персонаж ( вор , грабитель , наркоман , пьяница ...), отрицательный сказочный герой (53) – негативизм ; асоциальность или антисоциальность ; иногда негативное самопредъявление .

• Старик ( старуха ), нищий – сниженное настроение , депрессия или субдепрессия .

• Богатый , бедный человек – неудовлетворенность своим материальным положением .

• Робот , инопланетянин – интровертность ; чувство одиночества ; сниженная конформность ; иногда шизоидная акцентуация .

ГОЛОВА, ЧЕРТЫ ЛИЦА

• Голова

• отсутствует (67) – особо высокая импульсивность , гиперактивность ; иногда психическое заболевание ;

• размер сильно увеличен (43) – высокая значимость интеллекта в системе ценностей ; склонность к мечтам , фантазиям , защитное фантазирование ( с семилетнего возраста );

• размер сильно уменьшен (44) – иногда низкая значимость интеллекта по сравнению с физической силой в системе ценностей ( с семилетнего возраста );

• Глаза ( на рисунке анфас – два , в профиль – один )

• отсутствуют или почти не видны (25, 33 а , 42, 45) – высокая импульсивность , гиперактивность ; негативизм ; аутизация ; астения ; субдепрессия ; иногда депрессия ; психическое заболевание ;

• пустые ( без радужки и зрачков ) (21, 40, 50, 60 а ) – астения ; аутизация ; импульсивность ; иногда асоциальность ; страхи ;

• зачерненные ( или с зачерненной радужкой ), в темных очках (37, 39, 44, 55, 59) – страхи ;

• особо тщательно вырисована форма и / или тщательно вырисованы ресницы (39, 40, 50 а , 516, 54, 566, 58, 61) – демонстративность .

• Рот

* отсутствует или резко уменьшен (25, 33) – негативизм ; аутизация ; астения ; импульсивность ;

• перекошен (606) – негативизм ; отрицательное отношение к обследованию ; иногда органическое поражение мозга ( с шестилетнего возраста );

• подчеркнуты губы : очень большие или с повышенным нажимом , или особо тщательно вырисована форма (58, 160) – высокая значимость сексуальной сферы ; типично для подросткового возраста , особенно для девочек ;

• изображены зубы (46, 50 а , 605, 161, 162) – вербальная агрессия .

• Подчеркнуты уши (64) – подозрительность , настороженность ; иногда неудовлетворенность своей внешностью ( с семилетнего возраста ).

• Особенно большой нос – иногда неудовлетворенность своей внешностью ( с семилетнего возраста ).

• Тщательно нарисована прическа (126, 37, 39, 40, 47, 59, 149) – демонст - ративность .

• Форма головы или черты лица грубо искажены (50 а , 52, 64, 65) –шизоидная акцентуация ; асоциальное ; иногда психическое заболевание .

ФИГУРА

• Длинная, вытянутая (32, 33, 40, 626) - астеничность; психастеническая акцентуация; интровертность; иногда ано-рексия (с семилетнего возраста).

• Особо полная – иногда недовольство своей внешностью (с семилетнего возраста).

• Угловатая (32, 33, 52) – проблемы общения; шизоидность (с восьмилетнего возраста).

• Изображена штрихами, без контура (66)– острая тревога; иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста).

• Нарочито уродливая; форма грубо искажена (64, 66) – органическое поражение мозга; негативизм; асоциальность или антисоциальность; импульсивность; острый стресс; иногда психическое заболевание (с шестилетнего возраста).

РУКИ

• Отсутствуют или почти не видны (66, 150 а ) – нарушения общения ; импульсивность ( с пятилетнего возраста ).

• Расставлены в стороны (34 – 37, 42, 45, 149, 160, 161, 165) – экстраверт - ность , общительность ( с восьмилетнего возраста ).

• Прижаты к телу (24, 32, 33, 40, 43, 62, 145, 153, 154, 159) – интровертность .

• За спиной , в карманах , скрещены на груди , уперты в бока (38, 41, 47 – 49, 53, 59, 149, 158) – уход от общения , негативизм ; иногда аутизация .

• Прикрывают генитальную область (54, 56 а ) – тенденция контролировать свои сексуальные импульсы .

• Кисть , пальцы

• отсутствуют или сильно укорочены (26, 27, 29, 40, 55, 59, 60, 61) – недостаток общения ; неумение общаться ; иногда аутизация ( с шестилетнего возраста ).

• то же , в сочетании с экстравертной позой (35, 36, 160) склонность к широким , но формальным контактам ( с шестилетнего возраста );

• преувеличен размер (32, 42, 626, 63) – высокая неудовлетворенная потребность в общении ( с шестилетнего возраста ).

• зачернены (626, 149) – конфликтность , напряженность в контактах ;

• большая ладонь , кулак , острые ногти (44, 159, 165) – агрессивность .

НОГИ

• Широко расставлены (34, 35, 38, 45, 47, 48, 161) – экстравертность ; иногда потребность в опоре ( с семилетнего возраста ).

• Плотно сдвинуты (24, 25, 33, 40, 159) – интровертность .

• Преувеличена длина (27, 45) – астеничность ; сензитивный тип ( с семилетнего возраста ).

• Отсутствуют или резко преуменьшены ступни (24, 31, 33, 35, 59, 66, 149, 150) – иногда слабая бытовая ориентация , пассивность или неумелость в социальных отношениях ( с семилетнего возраста ).

• Подчеркнуты или преувеличены ступни (29, 38, 44, 45, 62, 67, 165) – потребность в опоре , ощущение недостаточной умелости в социальных отношениях ( с шестилетнего возраста ).

ПРИЗНАКИ ПОЛА

• Подчеркнуты : бедра , грудь , талия , узкие плечи в женской фигуре ; мускулату pa, широкие плечи , волосатость тела и / или конечностей , соски на груди в мужской фигуре (12, 13, 346, 40, 44, 47, 54 – 56, 59, 145, 162) – интерес к сексуальной сфере ; типично для подросткового возраста .

• Отсутствуют (32, 33, 41) – отставание в психосексуальном развитии ( с подросткового возраста ).

• Имеются признаки противоположного пола (11, 55, 61, 62 а , 65) – несформи - рованная половая идентификация ; иногда нарушения половой идентификации ; нормально для раннего подросткового возраста .

• Сверхмужественность в рисунке , сделанном мужчиной или мальчиком (12 а , 44, 47, 52) – значимость мужественности ; иногда сомнения в своем соответствии мужской роли ; сексуальность ; агрессивность , культ силы ; типично для подросткового возраста .

• Подчеркнуты женская грудь и / или бедра в рисунке , сделанном женщиной или девочкой (13 а , 59) – интерес к сексуальной сфере ; иногда сомнения в своей привлекательности ; типично для подросткового возраста .

• Выделена область тела , близкая к гениталиям (13 а , 40, 44, 53, 59, 61) – проблемы в сексуальной сфере ; типично для подросткового возраста .

• Изображен половой член (65) – негативизм ; асоциальность или антисоциальность ( с пятилетнего возраста ).

• Фигура обнажена , полуобнажена или просвечивает через одежду (25, 54 – 56, 62) – интерес к сексуальной сфере .

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ

• Украшения , карманы , отделка , детально вырисованная одежда , шляпа и др . (5, 37 – 39, 43, 44, 48, 51, 53, 54, 59, 61) - демонстративность .

• Игрушка , шарик , флажок и др . в рисунке подростка или взрослого человека (161) – инфантильность .

• Многочисленные пуговицы (12 а , 24, 53,

63) – ригидность ; иногда закрытость ; стремление к самоконтролю ; инфантильность ( с подросткового возраста ).

• Оружие , режущее или рубящее орудие , палка (45, 51, 161) – агрессивность .

• Сигарета , рюмка и т . п . (52, 166) – негативизм ; асоциальность ; иногда антисоциальность .

• Раны , шрамы на лице или на теле (53) – невротическое состояние ; иногда асоциальность или антисоциальность .

• Татуировка на лице или на теле – негативизм ; асоциальность ; иногда антисоциальность .

• Внутренние органы – ипохондрия ; невроз ; иногда психическое заболевание .

• Пейзаж , мебель и прочие предметы , создающие обстановку (5, 43, 48, 566, 576), – творческая направленность ; демонстративность .

НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ ТИП ЖИВОТНОГО

• Реально существующее (68) – интеллектуальное или эмоциональное нарушение ; острая тревога ; иногда психическое заболевание ( с семилетнего возраста ).

• Существовавшее раньше ( например , динозавр ) или существующее в культуре ( например , дракон ) (69, 121) – бедность воображения ; низкий общекультурный уровень ; иногда педагогическая запущенность ( с семилетнего возраста ).

• Сконструированное из частей разных животных , соответствующее стандартной схеме животного (71, 74, 76, 79, 98, 123) – рационалистический , нетворческий подход к задаче .

• Целостное , построенное по стандартной схеме с головой , туловищем , конечностями (70, 72, 77, 83, 89, 91, 96, 96, 97, 99-101, 105, 110, 124) – художественный , но в целом стандартный подход к задаче .

• Построенное по оригинальной схеме , не напоминающее обычных животных (80, 84, 85, 90, 102 – 104, 106, 108, 109, 118, 122, 126 – 128) –творческий подход к задаче ; низкая конформность .

• Сверхоригинальное , вычурное (73) – демонстративность ; шизоидность .

• Человекообразное (75, 78, 816, 82, 88, 92 – 95, 113 – 116, 130) – высокая неудовлетворенная потребность в общении ; типично для подросткового возраста .

• Механическое , угловатое , машинообраз - ное или включающее отдельные механические детали (75, 86 – 88) – интроверт - ность ; аутизация ; иногда шизоидность .

• С конечностями , направленными вовне (72, 77, 78, 82, 84, 85, 90, 91, 95, 96, 115, 126, 130) – экстравертность .

• Замкнутое , без конечностей или с конечностями , направленными к телу (73, 79, 816, 98, 102, 104, 108, 109, 114, 120, 125, 129) – интровертность .

ДЕТАЛИ

• Избыток органов чувств (73, 86, 100) – тревожность .

• Глаза

• отсутствуют (80, 102 – 104, 114, 118, 119, 128, 129) – аутизация ; астения ; субдепрессия ; иногда шизоидность ;

• пустые , без радужки и зрачков (74, 76, 96, 116) астения ; аутизация ; иногда асо - циальность ; страхи ( с шестилетнего возраста );

• большие зачернененные или с зачерненной радужкой (94, 95, 108, 109) – страхи ;

• форма грубо искажена (88, 91, 101, 121, 122) – невротическое состояние ; асоциальность ; иногда психическое заболевание .

• Уши , подчеркнутые нажимом или особо большие (74, 86, 94, 95, 121, 122) - тревожность ; иногда подозрительность , настороженность .

• Зубы (68, 72, 95, 106, 109, 111, 120) - вербальная агрессия .

• Голова на рисунке , в целом соответствующем схеме животного ,

• отсутствует (118, 119) – импульсивность ; иногда психическое заболевание ;

• форма грубо искажена (114) – органическое поражение мозга ; иногда психическое заболевание ;

• две или более головы (69, 71) – иногда внутренний конфликт , противоречивые желания .

• Толстый хвост (71, 89, 100, 101, 110, 112) – высокая значимость сексуальной сферы .

• Чешуя , панцирь (68, 70, 76, 79, 98) – потребность в защите , боязнь агрессии .

• Иглы , шипы и т . п . (96, 97, 101, 117, 124) – защитная агрессия .

• Острые рога , когти , клыки ( вылезающие изо рта ), острые наросты (72, 91, 93, 99, 101, 113, 115, 117) – агрессивность .

• Отсутствие ног , их недостаточное количество или явная слабость на рисунке , в целом соответствующем схеме животного или человека (79, 84, 88, 98, 116, 120, 124), – низкая бытовая ориентация , пассивность или неумелость в социальных отношениях .

• Особо большие ( толстые ) ноги или их избыточное количество (85, 86, 96, 97) – потребность в опоре , ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях .

• Крылья (76, 123, 130) – мечтательность , романтичность , склонность к компенсаторному фантазированию .

• Тело , покрытое густыми волосами (78, 94), – значимость сексуальной сферы .

• Оружие , режущее , колющее или рубящее орудие (75, 86, 93) – агрессивность ,

• Украшения : узор на шкуре , павлиний хвост , ресницы (83, 123) – демонстра - тивность .

• Раны , шрамы (96, 119, 120, 122) – невротическое состояние ; иногда психическое заболевание .

• Внутренние органы , анатомические детали , кровеносные сосуды , в частности , сосуды глаза (75, 109, 114, 122) – ипохондрия , невротическое состояние ; иногда психическое заболевание .

• Половые органы , женская грудь , вымя или детали , напоминающие их по форме , независимо от того , как они названы – высокая значимость сексуальной сферы .

ОПИСАНИЕ ОБРАЗА В ЖИЗНИ

• Соответствие рисунку – показатель логичности мышления .

• Несоответствие рисунку – иногда нарушения логического мышления

• Особо подробное , с идеализацией , указанием на красоту или исключительность животного – демонстративность ; склонность к компенсаторному фантазированию .

• Место жизни

• изолированное ( пещера , скалы , другая планета , космос ) – недостаток общения , чувство одиночества ;

• упоминание о трудной достижимости ( непроходимая чаща , горы , в которых нет дороги ) – боязнь агрессии , потребность в защите ;

* экзотическое ( остров Мадагаскар , заколдованный лес ) – демонстративность ;

* эмоционально неприятное ( болото , грязь ) – невротическое состояние ; низкая социализированность ; иногда психическое заболевание .

* Питание

* явно несъедобные вещи ( камни , стекло , металл ) – низкая социализированность , нарушения общения ;

* особо крупные объекты ( горы , деревья , дома ) или утверждение о том , что животное ест все , – импульсивность ; низкая социализированность ;

* люди – негативизм ; асоциальность или антисоциальность ; агрессивность ;

* подробное описание поедания жертв – агрессивность ;

* эмоционально неприятная пища ( червяки , грязь , слизь ) – невротическое состояние ; иногда психическое заболевание ;

* кровь , отдельные части и органы живых существ ( сердце , мозг ) – невротическая агрессия ;

* не питается ничем или питается воздухом , энергией – интровертность ; иногда шизоидность .

* Любимое или наиболее обычное занятие

* играет , гуляет , развлекается – прямая проекция своих желаний ;

* постоянно занято поисками пищи – ощущение трудности и однообразия жизни ;

* ломает деревья , топчет дома – негативизм ; асоциальность или антисоциальность ; агрессивность ; иногда психическое заболевание ;

* много спит – усталость ; астеническое состояние .

* Друзья

* отсутствуют – чувство одиночества ;

* все окружающие , без конкретизации – высокая неудовлетворенная потребность в общении ;

* злые , агрессивные персонажи ( акулы , крокодилы , драконы ) – негативизм ; асоциальность или антисоциальность ; агрессивность .

* Враги

* большое число или полное отсутствие – боязнь агрессии ;

* все окружающие – негативизм ; асоциальность или антисоциальность .

• Описание способов защиты от опасности ; указание на гигантский ее размер – тревожность , боязнь агрессии .

• Особо длинный перечень страхов ; страхи , нетипичные для животных ( темнота , смерть , насекомые ) – страхи , невротическое состояние .

• Тема размножения – значимость сексуальной сферы .

• Бесполые формы размножения – напряженное , внутренне конфликтное отношение к сексуальной сфере .

• Желания

• иметь друзей – недостаток общения ;

• не иметь врагов – боязнь агрессии ; иногда настороженность , подозрительность ;

• чтобы его не боялись – боязнь агрессии ;

• стать обычным животным , стать человеком – эмоциональный дискомфорт , связанный с ощущением своего отличия от окружающих ;

• стать больше по размеру – ощущение своей малой значимости ; боязнь агрессии , потребность в защите .

ЗЛОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным

• Лишено признаков агрессивности (103) – стремление скрыть свои агрессивные тенденции , иногда полное отсутствие агрессивности .

• Из признаков агрессивности присутствуют только зубы (90, 95, 106, 109, 111, 122) – склонность к вербальной агрессии : грубости , крику , угрозам .

• Особо выраженная агрессивная символика : острые рога , оружие (93) – высокая агрессивность ;

• то же , в сочетании с признаками высокой тревожности : штриховкой рисунка , многочисленными исправлениями , штриховой линией (99, 101) – невротическая агрессия как реакция на ощущение эмоционального дискомфорта .

• Иглы , шипы и другие оборонительные средства (124) – боязнь нападения и склонность к защитной агрессии .

• Большие глаза с зачерненной радужкой (95, 109, 122) – боязнь агрессии .

• Распад формы , появление невротических признаков : изображение внутренних органов , кровеносных сосудов (103, 106, 109, 122) – низкая устойчивость к стрессу , невротическая реакция на стресс ; иногда психическое заболевание .

• Асоциальная символика : сигарета , рюмка , животное в виде черта или бабы - яги (113) – негативистические , иногда психопатические или психопатоподобные реакции на конфликтную ситуацию , угрозу агрессии , стрессовую ситуацию .

• Четкая уверенная линия (111) – высокая сопротивляемость стрессу , способность эффективно действовать в стрессовых ситуациях .

СЧАСТЛИВОЕ ЖИВОТНОЕ

• Всегда обеспечено едой – высокая значимость материальных ценностей ; ощущение бытового неблагополучия ; представление о ненадежности своего материального положения .

• Защищено от любых врагов или не имеет врагов – боязнь агрессии ; иногда настороженное отношение к окружающим .

• Способно жить всюду ( на земле , в воде , в воздухе ) – высокая ценность свободы ; стремление к независимости , самостоятельности .

• Живет вечно или очень долго – ипохондрические тенденции ; иногда страх болезни , смерти .

• Имеет много друзей – высокая ценность общения ; неудовлетворенная потребность в общении .

• Его все любят – высокая ценность эмоциональных связей .

• Доставляет радость другим – высокая ценность общения ; иногда гиперсоциальность ; стремление произвести хорошее впечатление на проверяющего .

• Красивое , умное – высокая ценность соответствующих качеств ; сомнение в наличии этих качеств у себя .

• Счастливо без определенного повода – низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих эмоциональных состояний ; иногда склонность к снижению настроения .

НЕСЧАСТНОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным

• Размер сильно уменьшен (107, 125, 129) – скрытые депрессивные тенденции ; склонность к депрессивной реакции на неблагоприятную ситуацию .

• Признаки тревоги : штриховка , множественные линии , распад целостной формы , появление линий , не относящихся к основному изображению (107) – низкая устойчивость к стрессу ; склонность к сильному повышению уровня тревоги в неблагоприятных ситуациях .

• Штриховка с сильным нажимом , зачер - нение частей рисунка (107) – низкая устойчивость к стрессу ; склонность к появлению высокой эмоциональной напряженности в неблагоприятных ситуациях .

• Подчеркнутый контур (104) – тенденция к контролю за своими эмоциональными состояниями .

• Живет один , не имеет друзей – чувство одиночества , неудовлетворенная потребность в общении .

• Его никто не любит – неудовлетворенная потребность в эмоциональном контакте .

• Болеет , умирает – ипохондрические тенденции ; депрессивные тенденции ; иногда страх смерти .

• Плохо приспособлено к жизни : с трудом передвигается , тратит очень много времени на добывание еды – ощущение трудности жизни ; низкий уровень социальной адаптации .

• Несчастно без определенного повода – склонность к снижению настроения ; иногда периодические депрессивные ( субдепрессивные ) состояния ; низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих эмоциональных состояний .

РИСУНОК СЕМЬИ

• Отсутствие

• себя (150, 156, 160) – чувство своей отверженности в семье ;

• другого члена семьи (148) – его малая значимость для ребенка ; конфликт ; негативное ( амбивалентное ) отношение .

• Наличие членов семьи , отсутствующих в реальности (148, 156), – восприятие своей семьи как недостаточной , ущербной .

• Включение домашних животных – недостаток общения , потребность в эмоциональном тепле .

• Отношения «выше – ниже» ( по росту или местоположению ) (131, 132, 135 – 139, 142, 143, 145-147, 151 – 153, 163 – 165) – отношения доминирования , подчинения .

* Особо мелкое изображение

* себя (132, 136, 151, 153) – подавленность или заброшенность ; гиперопека ;

* родителя (133, 136, 137) – представление о его малой значимости в семье ;

* брата или сестры (131) – конкурентные отношения .

* Особо крупное изображение

* себя (137) – претензия на главенствующую роль в семье ;

* родителя (131, 132, 136, 147, 163, 164) – представление о его большой значимости в семье ;

* брата или сестры – представление о его ( ее ) доминирующей роли в семье , ревность .

* Обращенность членов семьи друг к другу , пространственная близость , контакт рук (132, 138, 139, 140, 141, 143, 151, 163) – тесные эмоциональные контакты в семье .

* Сверхплотное расположение фигур (145 – 147) – сверхтесные связи в семье ; потребность в эмоциональной близости .

* Удаленность

* всех членов семьи друг от друга (137, 149) – разобщенность членов семьи , слабость эмоциональных контактов между ними ;

* одного из членов семьи от других (139, 148) – его слабая связь с остальными ;

* себя от остальных (153) – ощущение своей изолированности в семье .

* Расположение детей и взрослых отдельными группами (146) – ослаблен - ность эмоциональных связей между детьми и родителями .

* Изолированность

* изображения семьи от остального пространства листа (145, 146) – замкнутая жизнь семьи , ее изолированность от социального окружения;

* всех членов семьи друг от друга : разделение линиями , расположение в разных комнатах (148) – серьезное нарушение внутрисемейных контактов ;

* одного из членов семьи : отделение линией , расположение в другой комнате (133) – конфликтные отношения с этим членом семьи ; его очень высокая изолированность в семье ;

* себя – ощущение своей отверженности в семье .

* Поза и выражение лица члена семьи , детали – интерпретируются , как и в «Рисунке человека» , применительно к восприятию ребенком этого члена семьи .

* Изображение члена семьи со спины или в профиль , отвернувшимся от остальных (150, 152) – конфликтные отношения с этим членом семьи ;

* Изображение себя , отвернувшимся от остальных – конфликтное отношение к семье в целом ; чувство своей отвергнуто - сти другими членами семьи .

* Небрежное или схематическое изображение в сравнении с «Рисунком человека»

* всех членов семьи или большинства из них (148) – отсутствие эмоциональной привязанности к семье ; конфликтное отношение ;

* одного из членов семьи – отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи ;

* себя (153) – ощущение своей малой значимости в семье , отверженности .

* Штриховка , штриховые или множественные линии , стирания , исправления , повышенный нажим ( в сравнении с «Рисунком человека» ) при изображении

* всех членов семьи или большинства из них (153, 163) – напряженная эмоциональная атмосфера в семье ;

* одного из членов семьи (148, 155, 157, 164) – напряженное , конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи ;

* себя (149, 151, 160) – неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье .

* Агрессивная символика : кулак , поднятая крупная ладонь , острые ногти , оружие или острое орудие в руках (161 – 166) – агрессивное поведение данного члена семьи .

* зубы (161, 162, 166) – вербальная агрессия данного члена семьи .

* Большое количество предметов : мебели , вещей – недостаточность эмоционального общения в семье .

ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ТЕСТЕ «СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ»

• Особо мелкое : мышь , воробей , насекомое (132, 133, 136) – представление о малой значимости данного члена семьи ;

• изображение в таком виде ребенка (132, 136, 138, 151) – гиперопека .

• Холоднокровные : ящерица , лягушка , рыба (132, 133, 136, 156, 166) – малая эмоциональность данного члена семьи .

• Змея , червяк , скорпион (133, 151, 156) - эмоциональная холодность ; негативное или амбивалентное отношение к данному члену семьи ;

• изображение в таком виде ребенка (158) - чувство своей отверженности в семье .

• Черепаха – потребность в защите .

• Еж , дикобраз – упрямство .

• Гиена , ехидна (156) – негативное отношение к данному члену семьи .

• Крупные теплокровные хищники : тигр , волк (151, 166) – сила , активность ; иногда агрессивность .

• Крокодил (166) – агрессивность .

• Родители в виде особо крупных животных (136, 147, 157) – гиперопека .

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ТЕСТЕ «КРАСИВЫЙ РИСУНОК»

• Преобладание холодных тонов ( от голубого до фиолетового ) – снижение настроения , субдепрессия ; высокая сензи - тивность ; иногда депрессия .

• Сближенные мягкие ( светлые ) тона , использование тонких оттенков цвета – сензитивность ; иногда тревожность как личностная особенность .

• Обедненная цветовая гамма ( использование простого карандаша и / или одного – двух цветов ) – пассивность ; астения ; депрессия или субдепрессия .

• Пониженная плотность цвета ( слабый нажим , незакрашенный контур ) – астения ; пассивность ; отрицательное отношение к обследованию .

• Преобладание темных тонов ( особенно сочетание черного с коричневым и / или синим ) – депрессия .

• Повышенная напряженность цвета

( много красного ) – тревога ; эмоциональная напряженность ; иногда конфликтность ; агрессивность ; невротизация .

• то же , в сочетании с темными тонами – тревожная депрессия .

РИСУНОК ДОМА

• Крупнее других рисунков – замкнутость в семье .

• Мельче других рисунков – ослабление семейных связей ; отсутствие «чувства дома» ; иногда сниженная самооценка .

• Признаки тревоги , более выраженные , чем в других рисунках ( штриховые или множественные линии , исправления , штриховка ) – проблемы в семейной сфере .

• Дворец ( вилла , церковь ) – демонстра - тивность .

• Отсутствуют или очень малы окна и дверь – замкнутость , интровертность ; уход от общения ; иногда аутизация ; негативизм .

• Маленькие окна , большая дверь ( особенно открытая ) – общительность , легкость в установлении контактов ; широкие неупорядоченные контакты .

• Большие окна , маленькая ( или отсутствующая ) дверь – созерцательность ; осторожность в контактах .

• Пустые окна ( без рам ) – формальность контактов ; иногда аутизация .

• Решетки на окнах , утрированные оконные рамы , забор – боязнь агрессии ; иногда подозрительность ; ощущение несвободы , зависимости .

• Подчеркнутые стены ( нажимом , множественными линиями ) – потребность в защите ; тревожность ; ощущение ненадежности своего положения в жизни .

• Подчеркнутая крыша ( нажимом , множественными линиями ) – потребность в защите ; тревожность ; гиперопека ; иногда интеллектуализм ; мечтательность , защитное фантазирование .

• В доме живут

• старые люди , только один человек – депрессия или субдепрессия ; чувство одиночества ;

• дети или один ребенок без взрослых – стремление избавиться от опеки родителей .

РИСУНОК ДЕРЕВА

• Экзотические породы ( пальма , эвкалипт ...) – демонстративность .

• Засохшее , сломанное ( срубленное ), без листьев – сниженное настроение , депрессия .

• Преобладание корней – ориентация на прошлое ; потребность в опоре и привязанности ; значимость семейных связей .

• Корни без изображения земли или висящие над землей – отсутствие привычной почвы ( например , у беженцев ).

• Дерево без корней висит в воздухе – слабая бытовая ориентация ; недостаточная социальная адаптированность ; ослабленная привязанность к дому и семье .

• Преобладание ствола – жизнь по принципу «здесь и сейчас» , поглощенность сегодняшними проблемами .

• Подробное изображение коры , заштрихованный ствол – боязнь агрессии , потребность в защите ; иногда соматические ( чаще – психосоматические ) заболевания ; ипохондрия .

• Дупло – перенесенная в прошлом психотравма ;

• подчеркнутое – соматические ( чаще – психосоматические ) заболевания ;

• в дупле птица ( белка ) – потребность в защите и уюте .

• Ветви

• Расходятся в стороны – экстраверт - ность .

• Закрыты линией кроны – скрытность .

• Подробно структурированы – упорядоченное общение ; склонность к детальному планированию действий .

• Не структурированы – случайные контакты ; импульсивность , отсутствие планирования действий .

• Оканчиваются остриями – агрессивность .

• Направлены вверх – активность .

• Опущены вниз ( как у плакучей ивы ) – астения ; депрессия или субдепрессия .

• Обрублены или обломаны – депрессия ; психотравма .

• Крона

• отсутствует – нет представлений о собственном будущем , осознания своих перспектив ;

* узкая – интровертность ;

* большая , подробно проработанная – хорошо развито планирование ;

* большая , непроработанная – мечтательность , защитное фантазирование .

ПОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДУЕМОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

* Положительная оценка своих результатов – демонстративность ; гиперкомпенсация сниженной самооценки .

* Отрицательная оценка своих результатов – тревожность ; завышенный уровень притязаний .

* Автобиографические высказывания - экстравертность ; вербализм ; гиперактивность .

* «Люблю такие занятия ... » – демонстративность , направленность на сотрудничество .

* «Не люблю такие занятия ... » – негативизм ; тревожность .

* Уточнения инструкции – тревожность ; перфекционизм .

* Интерес к оценке проверяющего – тревожность ; демонстративность .

* Попытки отказа от выполнения задания ; мотивировка

* неспособность к данной деятельности – тревожность , тенденция к уходу от трудностей ; сниженная самооценка ;

* «не люблю» , «надоело» , «скучно» – низкая социализированность ; негативизм ;

* усталость – астения ; стремление уйти от обследования ;

* отказ без мотивировки – трудности в общении .

ТЕМП РАБОТЫ

* Высокий – высокий уровень активности .

* Сверхвысокий – импульсивность ; гиперактивность ; иногда негативизм .

* Сниженный – пассивность ; астения ; депрессия или субдепрессия ; ригидность ; тревожность .

* Сильно варьирует – эмоциональная лабильность .

 

К оглавлению книги

 

 

На главную