На главную |
К оглавлению книги |
ПРИЛОЖЕНИЯПриложение №1СВОДНЫЙ СПИСОК ТЕСТОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ |
В списке приведены признаки, наиболее часто встречающиеся в рисуночных тестах. Разные варианты интерпретации отделены друг от друга точкой с запятой. В одних случаях справедливы несколько интерпретаций одновременно, в других – только одна из них. Менее вероятные интерпретации указаны после слова иногда. При необходимости даны возрастные границы, за пределами которых данный показатель не подлежит интерпретации. В списке отсутствуют нейтральные, не оцениваемые варианты изображения. Например, не назван такой признак, как средняя сила нажима на карандаш, а есть лишь варианты слабый нажим (то есть заметно слабее среднего) и сильный нажим (то есть заметно сильнее среднего). Отсутствует вариант «изображение анфас»; приведены только варианты изображение со спины, изображение в профиль и изображение в три четверти. Чтобы более полно познакомиться с диагностическим значением признака, рекомендуется обращаться к соответствующим иллюстрациям (их номера указаны в скобках). Однако некоторые признаки (например, использование цвета), не проиллюстрированы в тексте и поэтому не сопровождаются подобными ссылками. ФОРМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИНАЖИМ НА КАРАНДАШ –показатель психомоторного тонуса:• Слабый нажим , местами линия едва видна (25, 26, 33, 60, 76, 79, 110) – астения ; пассивность ; иногда депрессивное или субдепрессивное состояние ( с четырехлетнего возраста ). • Сильный нажим , карандаш глубоко продавливает бумагу (24, 39, 44, 59) – эмоциональная напряженность ; ригидность ; импульсивность ( с четырехлетнего возраста ). • Сверхсильный нажим , карандаш рвет бумагу (67) – конфликтность ; гиперактивность ; иногда агрессивность ; острое возбуждение , пограничное или психотическое состояние . • Нажим сильно варьирует (29, 61, 74) – эмоциональная лабильность ( с четырехлетнего возраста ). • Колебания нажима особо сильны 116, 120) – эмоциональная неустойчивость ; иногда острое состояние . ОСОБЕННОСТИ ЛИНИЙ• Штриховые линии (26, 29, 34 – 36, 40, 76) – тревожность как черта личности. • Множественные линии (22, 27, 29, 35, 36, 40, 59, 60, 71, 102, 103) – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность. • Эскизные линии: сначала проводятся слабые линии, затем наиболее удачная наводится более жирной (27) – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках. • Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку (22, 143, 144, 154) – импульсивность; органическое поражение мозга; иногда гиперактивность (с пятилетнего возраста). • Линии, не доведенные до конца (25, 74, 110) – астения; иногда импульсивность (с пятилетнего возраста). • Искажение формы линий (22) – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста). РАЗМЕР РИСУНКОВ• Увеличенный размер : рисунок человека занимает более 2/3 листа по высоте , несуществующее животное – весь лист (22, 29, 51, 71, 72, 85, 96, 100, 101, 111, 144, 154) – тревога как состояние на момент обследования ; стрессовое состояние ; иногда импульсивность ; гиперактивность . • Уменьшенный размер : рисунок занимает менее 1/3 листа по высоте (30, 47, 48, 70, 79, 107, 125, 129) – депрессия ; низкая самооценка . • Размер рисунков сильно варьирует – эмоциональная лабильность . РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ• Смещен вверх , расположен в верхней половине листа , но не в углу (39, 44) – иногда повышение самооценки , возможно , компенсаторное ; стремление к высоким достижениям . • Смещен вниз , расположен в нижней половине листа (26, 31) – иногда снижение самооценки . • Смещен вбок (21) – иногда органическое поражение . мозга . • Выходит за край листа (22, 51, 67, 120, 131) – импульсивность ; острая тревога ; иногда пограничное , невротическое или психотическое состояние . • Помещен в углу листа (30, 70) – иногда депрессия или субдепрессия . ТЩАТЕЛЬНОСТЬ И ДЕТАЛИЗИРОВАННОСТЬ РИСУНКОВ• Большое количество разнообразных деталей (39, 43, 48, 53, 61, 84) – демонстративность ; живое воображение , творческая направленность . • Повышенная тщательность , большое количество однотипных деталей (24, 39, 44, 75, 76) – ригидность ; тревожность ; иногда перфекционизм ; эпилепто - идная акцентуация ; органическое поражение мозга . • Малое количество деталей , схематичность , в отношении к возрастной норме (14 – 19, 25, 26, 33, 51, 76, 80, 102 - 104, 116, 127 – 129, 131) – астения ; импульсивность ; низкая эмоциональность ; негативизм ; отрицательное отношение к обследованию ; интровертность , замкнутость ; иногда депрессия или субдепрессия ; шизоидная акцентуация ; сниженный уровень умственного развития . • Небрежность , в отношении к возрастной норме (22, 144) – импульсивность ; низкая мотивация ; иногда органическое поражение мозга ; негативизм ; отрицательное отношение к обследованию . Тщательность и детализированность рисунков сильно варьируют (74, 137, 148) – эмоциональная лабильность ; разное эмоциональное отношение к разным изображаемым персонажам : • увеличение числа и разнообразия деталей – положительное отношение ; • увеличение числа однообразных деталей – напряженное отношение ; • бедность деталей , схематичность , небрежность – отрицательное отношение . ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ• Стирание и исправление линий (29, 34, 39, 41, 47, 57, 59, 60, 71, 112, 116, 151) – тревога как состояние на момент обследования ; стрессовое состояние ; эмоциональная напряженность ; тревожность , неуверенность в себе ; иногда перфекционизм . • Штриховка рисунка простым карандашом (36, 47, 51, 68, 102, 104, 105, 151) - тревожность как личностная черта ; тревога как состояние на момент обследования ; иногда художественный прием у людей , обучающихся или обучавшихся рисованию ( в этих случаях не интерпретируется ); • размашистая штриховка , местами выходящая за контур рисунка (31, 42), – острая тревога ; импульсивность ( с шестилетнего возраста ); • особо тщательная штриховка (27, 98) – тревожность , неуверенность в себе ; ригидность ; иногда перфекционизм ; • штриховка с сильным нажимом : за - чернение всего рисунка или его части (31, 42, 72, 98, 119, 153, 155, 160) – эмоциональная напряженность ; острая тревога ; иногда пограничное или психотическое состояние . • Отклонение от вертикали (21, 23, 144, 154) – органическое поражение мозга ; иногда ощущение своей психологической неустойчивости , плохой приспособленности к жизни или неустойчивого невротического состояния ; нарушения умственного развития ( с пятилетнего возраста ). • Нарушения симметрии (20, 22, 23, 51, 52, 121, 122, 131, 144, 154) – органическое поражение мозга ; импульсивность ; иногда негативизм ; острое состояние ( с пятилетнего возраста ). • Двигательные персеверации (22) – органическое поражение мозга ; иногда психическое заболевание ; интеллектуальное нарушение ( с четырехлетнего возраста ). • Распад формы , неопределенный , часто незамкнутый контур (66, 103, 106, 116, 120) – интеллектуальное нарушение ; органическое поражение мозга ; пограничное невротическое состояние ; психическое заболевание ( с пятилетнего возраста ). • Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи , заполняющие весь лист (42, 63, 107) – импульсивность , острая тревога ; пограничное невротическое состояние ; иногда психотическое возбуждение ( с четырехлетнего возраста ). • Грубое искажение формы и / или пропорций (21, 52, 60, 63 – 65, 101, 114, 116, 121, 144) – интеллектуальное нарушение ; органическое поражение мозга ; негативизм ; сниженная конформность , нарушения социализации ; пограничное невротическое состояние ; психическое заболевание ( с пятилетнего возраста ). РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ• Головоног (1) – до четырехлетнего возраста соответствует норме ; позднее – задержка в развитии изобразительной функции и , возможно , в общем умственном развитии ; иногда умственная отсталость . • Схематический ; руки и ноги изображены одинарной линией (2, 14, 15, 23, 141) – до пяти с половиной лет соответствует норме ; позднее – формальное отношение к заданию ; негативизм ; задержка в развитии изобразительной функции и , возможно , в общем умственном развитии ; иногда нарушение обучаемости , органическое поражение мозга ; умственная отсталость . • Схематический ; одни конечности изображены одинарной линией , другие – двойной (17, 22, 505, 131) – до шести с половиной лет соответствует норме ; позднее – импульсивность ; задержка в развитии изобразительной функции и , возможно , в общем умственном развитии ; иногда нарушение обучаемости , органическое поражение мозга ; умственная отсталость . • Схематический ; руки и ноги изображены двойной линией (3 – 6, 16, 18, 19, 42, 51 а , 63) – до восьмилетнего возраста соответствует норме ; позднее – формальное отношение к заданию ; задержка в развитии изобразительной функции и , возможно , в общем умственном развитии ; иногда нарушение обучаемости , органическое поражение мозга ; умственная отсталость . • Промежуточный между схематическим и пластическим (7 – 10, 20, 31, 38, 64, 144, 149, 153, 154, 163, 165) – до подросткового возраста соответствует норме ; позднее – импульсивность ; задержка в развитии изобразительной функции и , возможно , в общем умственном развитии ; иногда нарушение обучаемости , органическое поражение мозга . • Карикатурный (53, 160 – 162) – демон - стративность , обычно в сочетании с негативизмом , асоциальностью или антисоциальностью ; желание «закрыться» от проверяющего . ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА• Грустное (32, 33, 56, 58) – сниженное настроение , субдепрессия ; астения ; чувство одиночества ; иногда депрессия . • Растерянное (31, 39, 40, 60 а , 63) – неуверенность ; тревога ; ощущение бессилия ; иногда невротическое состояние . • Отстраненное (43, 49) – интровертность ; погруженность в свой внутренний мир , склонность к защитному фантазированию ; иногда шизоидный склад личности . • Мрачное (44, 52, 606) – депрессия или дисфория ; ригидность ; эпилептоидная акцентуация ; негативизм ; асоциальность ; отрицательное отношение к обследованию ; иногда психопатия . • Агрессивное (44, 606, 159, 161, 162, 165) – агрессивность ; остро протекающий подростковый кризис ; импульсивность ; негативизм ; отрицательное отношение к обследованию ; иногда психопатия . • Странное (45, 50 – 52, 62, 64 – 67) – шизоидность ; сниженная конформность , недостаточная социализирован - ность ; иногда психическое заболевание . • Неприятное , отталкивающее (52, 606, 64, 65, 159) – негативизму отрицательное отношение к обследованию ; остро протекающий подростковый кризис ; асоциальность или антисоциальность ; негативное отношение к изображаемому персонажу ; иногда психическое заболевание . ПОЗА, РАКУРС• Со спины (47) – негативизм ; конфликтность ; подростковый кризис . • В профиль (49, 576) – иногда негативизм ; подростковый кризис . • В три четверти (566, 57 а ) – творческая ( художественная ) направленность . • Идет ( бежит ) или занят какой - либо работой (56 а , 67) – творческая направленность ; высокая активность . • Сидит (5, 48, 566) – творческая направленность ; иногда пассивность . • Лежит – пассивность ; творческая направленность ; иногда астения . ИЗОБРАЖЕН КАКОЙ-ЛИБО ПЕРСОНАЖ – демонстративность• Шут , клоун (38) – сниженная самооценка ; иногда негативное самопредъявление . • Король , принц , граф , вельможа ... (37) – высокий уровень притязаний . • Военный – иногда агрессивность . • Антисоциальный персонаж ( вор , грабитель , наркоман , пьяница ...), отрицательный сказочный герой (53) – негативизм ; асоциальность или антисоциальность ; иногда негативное самопредъявление . • Старик ( старуха ), нищий – сниженное настроение , депрессия или субдепрессия . • Богатый , бедный человек – неудовлетворенность своим материальным положением . • Робот , инопланетянин – интровертность ; чувство одиночества ; сниженная конформность ; иногда шизоидная акцентуация . ГОЛОВА, ЧЕРТЫ ЛИЦА• Голова• отсутствует (67) – особо высокая импульсивность , гиперактивность ; иногда психическое заболевание ; • размер сильно увеличен (43) – высокая значимость интеллекта в системе ценностей ; склонность к мечтам , фантазиям , защитное фантазирование ( с семилетнего возраста ); • размер сильно уменьшен (44) – иногда низкая значимость интеллекта по сравнению с физической силой в системе ценностей ( с семилетнего возраста ); • Глаза ( на рисунке анфас – два , в профиль – один ) • отсутствуют или почти не видны (25, 33 а , 42, 45) – высокая импульсивность , гиперактивность ; негативизм ; аутизация ; астения ; субдепрессия ; иногда депрессия ; психическое заболевание ; • пустые ( без радужки и зрачков ) (21, 40, 50, 60 а ) – астения ; аутизация ; импульсивность ; иногда асоциальность ; страхи ; • зачерненные ( или с зачерненной радужкой ), в темных очках (37, 39, 44, 55, 59) – страхи ; • особо тщательно вырисована форма и / или тщательно вырисованы ресницы (39, 40, 50 а , 516, 54, 566, 58, 61) – демонстративность . • Рот* отсутствует или резко уменьшен (25, 33) – негативизм ; аутизация ; астения ; импульсивность ; • перекошен (606) – негативизм ; отрицательное отношение к обследованию ; иногда органическое поражение мозга ( с шестилетнего возраста ); • подчеркнуты губы : очень большие или с повышенным нажимом , или особо тщательно вырисована форма (58, 160) – высокая значимость сексуальной сферы ; типично для подросткового возраста , особенно для девочек ; • изображены зубы (46, 50 а , 605, 161, 162) – вербальная агрессия . • Подчеркнуты уши (64) – подозрительность , настороженность ; иногда неудовлетворенность своей внешностью ( с семилетнего возраста ). • Особенно большой нос – иногда неудовлетворенность своей внешностью ( с семилетнего возраста ). • Тщательно нарисована прическа (126, 37, 39, 40, 47, 59, 149) – демонст - ративность . • Форма головы или черты лица грубо искажены (50 а , 52, 64, 65) –шизоидная акцентуация ; асоциальное ; иногда психическое заболевание . ФИГУРА• Длинная, вытянутая (32, 33, 40, 626) - астеничность; психастеническая акцентуация; интровертность; иногда ано-рексия (с семилетнего возраста). • Особо полная – иногда недовольство своей внешностью (с семилетнего возраста). • Угловатая (32, 33, 52) – проблемы общения; шизоидность (с восьмилетнего возраста). • Изображена штрихами, без контура (66)– острая тревога; иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста). • Нарочито уродливая; форма грубо искажена (64, 66) – органическое поражение мозга; негативизм; асоциальность или антисоциальность; импульсивность; острый стресс; иногда психическое заболевание (с шестилетнего возраста). РУКИ• Отсутствуют или почти не видны (66, 150 а ) – нарушения общения ; импульсивность ( с пятилетнего возраста ). • Расставлены в стороны (34 – 37, 42, 45, 149, 160, 161, 165) – экстраверт - ность , общительность ( с восьмилетнего возраста ). • Прижаты к телу (24, 32, 33, 40, 43, 62, 145, 153, 154, 159) – интровертность . • За спиной , в карманах , скрещены на груди , уперты в бока (38, 41, 47 – 49, 53, 59, 149, 158) – уход от общения , негативизм ; иногда аутизация . • Прикрывают генитальную область (54, 56 а ) – тенденция контролировать свои сексуальные импульсы . • Кисть , пальцы • отсутствуют или сильно укорочены (26, 27, 29, 40, 55, 59, 60, 61) – недостаток общения ; неумение общаться ; иногда аутизация ( с шестилетнего возраста ). • то же , в сочетании с экстравертной позой (35, 36, 160) склонность к широким , но формальным контактам ( с шестилетнего возраста ); • преувеличен размер (32, 42, 626, 63) – высокая неудовлетворенная потребность в общении ( с шестилетнего возраста ). • зачернены (626, 149) – конфликтность , напряженность в контактах ; • большая ладонь , кулак , острые ногти (44, 159, 165) – агрессивность . НОГИ• Широко расставлены (34, 35, 38, 45, 47, 48, 161) – экстравертность ; иногда потребность в опоре ( с семилетнего возраста ). • Плотно сдвинуты (24, 25, 33, 40, 159) – интровертность . • Преувеличена длина (27, 45) – астеничность ; сензитивный тип ( с семилетнего возраста ). • Отсутствуют или резко преуменьшены ступни (24, 31, 33, 35, 59, 66, 149, 150) – иногда слабая бытовая ориентация , пассивность или неумелость в социальных отношениях ( с семилетнего возраста ). • Подчеркнуты или преувеличены ступни (29, 38, 44, 45, 62, 67, 165) – потребность в опоре , ощущение недостаточной умелости в социальных отношениях ( с шестилетнего возраста ). ПРИЗНАКИ ПОЛА• Подчеркнуты : бедра , грудь , талия , узкие плечи в женской фигуре ; мускулату pa, широкие плечи , волосатость тела и / или конечностей , соски на груди в мужской фигуре (12, 13, 346, 40, 44, 47, 54 – 56, 59, 145, 162) – интерес к сексуальной сфере ; типично для подросткового возраста . • Отсутствуют (32, 33, 41) – отставание в психосексуальном развитии ( с подросткового возраста ). • Имеются признаки противоположного пола (11, 55, 61, 62 а , 65) – несформи - рованная половая идентификация ; иногда нарушения половой идентификации ; нормально для раннего подросткового возраста . • Сверхмужественность в рисунке , сделанном мужчиной или мальчиком (12 а , 44, 47, 52) – значимость мужественности ; иногда сомнения в своем соответствии мужской роли ; сексуальность ; агрессивность , культ силы ; типично для подросткового возраста . • Подчеркнуты женская грудь и / или бедра в рисунке , сделанном женщиной или девочкой (13 а , 59) – интерес к сексуальной сфере ; иногда сомнения в своей привлекательности ; типично для подросткового возраста . • Выделена область тела , близкая к гениталиям (13 а , 40, 44, 53, 59, 61) – проблемы в сексуальной сфере ; типично для подросткового возраста . • Изображен половой член (65) – негативизм ; асоциальность или антисоциальность ( с пятилетнего возраста ). • Фигура обнажена , полуобнажена или просвечивает через одежду (25, 54 – 56, 62) – интерес к сексуальной сфере . ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ• Украшения , карманы , отделка , детально вырисованная одежда , шляпа и др . (5, 37 – 39, 43, 44, 48, 51, 53, 54, 59, 61) - демонстративность . • Игрушка , шарик , флажок и др . в рисунке подростка или взрослого человека (161) – инфантильность . • Многочисленные пуговицы (12 а , 24, 53, 63) – ригидность ; иногда закрытость ; стремление к самоконтролю ; инфантильность ( с подросткового возраста ). • Оружие , режущее или рубящее орудие , палка (45, 51, 161) – агрессивность . • Сигарета , рюмка и т . п . (52, 166) – негативизм ; асоциальность ; иногда антисоциальность . • Раны , шрамы на лице или на теле (53) – невротическое состояние ; иногда асоциальность или антисоциальность . • Татуировка на лице или на теле – негативизм ; асоциальность ; иногда антисоциальность . • Внутренние органы – ипохондрия ; невроз ; иногда психическое заболевание . • Пейзаж , мебель и прочие предметы , создающие обстановку (5, 43, 48, 566, 576), – творческая направленность ; демонстративность . НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ ТИП ЖИВОТНОГО• Реально существующее (68) – интеллектуальное или эмоциональное нарушение ; острая тревога ; иногда психическое заболевание ( с семилетнего возраста ). • Существовавшее раньше ( например , динозавр ) или существующее в культуре ( например , дракон ) (69, 121) – бедность воображения ; низкий общекультурный уровень ; иногда педагогическая запущенность ( с семилетнего возраста ). • Сконструированное из частей разных животных , соответствующее стандартной схеме животного (71, 74, 76, 79, 98, 123) – рационалистический , нетворческий подход к задаче . • Целостное , построенное по стандартной схеме с головой , туловищем , конечностями (70, 72, 77, 83, 89, 91, 96, 96, 97, 99-101, 105, 110, 124) – художественный , но в целом стандартный подход к задаче . • Построенное по оригинальной схеме , не напоминающее обычных животных (80, 84, 85, 90, 102 – 104, 106, 108, 109, 118, 122, 126 – 128) –творческий подход к задаче ; низкая конформность . • Сверхоригинальное , вычурное (73) – демонстративность ; шизоидность . • Человекообразное (75, 78, 816, 82, 88, 92 – 95, 113 – 116, 130) – высокая неудовлетворенная потребность в общении ; типично для подросткового возраста . • Механическое , угловатое , машинообраз - ное или включающее отдельные механические детали (75, 86 – 88) – интроверт - ность ; аутизация ; иногда шизоидность . • С конечностями , направленными вовне (72, 77, 78, 82, 84, 85, 90, 91, 95, 96, 115, 126, 130) – экстравертность . • Замкнутое , без конечностей или с конечностями , направленными к телу (73, 79, 816, 98, 102, 104, 108, 109, 114, 120, 125, 129) – интровертность . ДЕТАЛИ• Избыток органов чувств (73, 86, 100) – тревожность . • Глаза • отсутствуют (80, 102 – 104, 114, 118, 119, 128, 129) – аутизация ; астения ; субдепрессия ; иногда шизоидность ; • пустые , без радужки и зрачков (74, 76, 96, 116) астения ; аутизация ; иногда асо - циальность ; страхи ( с шестилетнего возраста ); • большие зачернененные или с зачерненной радужкой (94, 95, 108, 109) – страхи ; • форма грубо искажена (88, 91, 101, 121, 122) – невротическое состояние ; асоциальность ; иногда психическое заболевание . • Уши , подчеркнутые нажимом или особо большие (74, 86, 94, 95, 121, 122) - тревожность ; иногда подозрительность , настороженность . • Зубы (68, 72, 95, 106, 109, 111, 120) - вербальная агрессия . • Голова на рисунке , в целом соответствующем схеме животного , • отсутствует (118, 119) – импульсивность ; иногда психическое заболевание ; • форма грубо искажена (114) – органическое поражение мозга ; иногда психическое заболевание ; • две или более головы (69, 71) – иногда внутренний конфликт , противоречивые желания . • Толстый хвост (71, 89, 100, 101, 110, 112) – высокая значимость сексуальной сферы . • Чешуя , панцирь (68, 70, 76, 79, 98) – потребность в защите , боязнь агрессии . • Иглы , шипы и т . п . (96, 97, 101, 117, 124) – защитная агрессия . • Острые рога , когти , клыки ( вылезающие изо рта ), острые наросты (72, 91, 93, 99, 101, 113, 115, 117) – агрессивность . • Отсутствие ног , их недостаточное количество или явная слабость на рисунке , в целом соответствующем схеме животного или человека (79, 84, 88, 98, 116, 120, 124), – низкая бытовая ориентация , пассивность или неумелость в социальных отношениях . • Особо большие ( толстые ) ноги или их избыточное количество (85, 86, 96, 97) – потребность в опоре , ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях . • Крылья (76, 123, 130) – мечтательность , романтичность , склонность к компенсаторному фантазированию . • Тело , покрытое густыми волосами (78, 94), – значимость сексуальной сферы . • Оружие , режущее , колющее или рубящее орудие (75, 86, 93) – агрессивность , • Украшения : узор на шкуре , павлиний хвост , ресницы (83, 123) – демонстра - тивность . • Раны , шрамы (96, 119, 120, 122) – невротическое состояние ; иногда психическое заболевание . • Внутренние органы , анатомические детали , кровеносные сосуды , в частности , сосуды глаза (75, 109, 114, 122) – ипохондрия , невротическое состояние ; иногда психическое заболевание . • Половые органы , женская грудь , вымя или детали , напоминающие их по форме , независимо от того , как они названы – высокая значимость сексуальной сферы . ОПИСАНИЕ ОБРАЗА В ЖИЗНИ• Соответствие рисунку – показатель логичности мышления . • Несоответствие рисунку – иногда нарушения логического мышления • Особо подробное , с идеализацией , указанием на красоту или исключительность животного – демонстративность ; склонность к компенсаторному фантазированию . • Место жизни • изолированное ( пещера , скалы , другая планета , космос ) – недостаток общения , чувство одиночества ; • упоминание о трудной достижимости ( непроходимая чаща , горы , в которых нет дороги ) – боязнь агрессии , потребность в защите ; * экзотическое ( остров Мадагаскар , заколдованный лес ) – демонстративность ; * эмоционально неприятное ( болото , грязь ) – невротическое состояние ; низкая социализированность ; иногда психическое заболевание . * Питание * явно несъедобные вещи ( камни , стекло , металл ) – низкая социализированность , нарушения общения ; * особо крупные объекты ( горы , деревья , дома ) или утверждение о том , что животное ест все , – импульсивность ; низкая социализированность ; * люди – негативизм ; асоциальность или антисоциальность ; агрессивность ; * подробное описание поедания жертв – агрессивность ; * эмоционально неприятная пища ( червяки , грязь , слизь ) – невротическое состояние ; иногда психическое заболевание ; * кровь , отдельные части и органы живых существ ( сердце , мозг ) – невротическая агрессия ; * не питается ничем или питается воздухом , энергией – интровертность ; иногда шизоидность . * Любимое или наиболее обычное занятие * играет , гуляет , развлекается – прямая проекция своих желаний ; * постоянно занято поисками пищи – ощущение трудности и однообразия жизни ; * ломает деревья , топчет дома – негативизм ; асоциальность или антисоциальность ; агрессивность ; иногда психическое заболевание ; * много спит – усталость ; астеническое состояние . * Друзья * отсутствуют – чувство одиночества ; * все окружающие , без конкретизации – высокая неудовлетворенная потребность в общении ; * злые , агрессивные персонажи ( акулы , крокодилы , драконы ) – негативизм ; асоциальность или антисоциальность ; агрессивность . * Враги * большое число или полное отсутствие – боязнь агрессии ; * все окружающие – негативизм ; асоциальность или антисоциальность . • Описание способов защиты от опасности ; указание на гигантский ее размер – тревожность , боязнь агрессии . • Особо длинный перечень страхов ; страхи , нетипичные для животных ( темнота , смерть , насекомые ) – страхи , невротическое состояние . • Тема размножения – значимость сексуальной сферы . • Бесполые формы размножения – напряженное , внутренне конфликтное отношение к сексуальной сфере . • Желания • иметь друзей – недостаток общения ; • не иметь врагов – боязнь агрессии ; иногда настороженность , подозрительность ; • чтобы его не боялись – боязнь агрессии ; • стать обычным животным , стать человеком – эмоциональный дискомфорт , связанный с ощущением своего отличия от окружающих ; • стать больше по размеру – ощущение своей малой значимости ; боязнь агрессии , потребность в защите . ЗЛОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным• Лишено признаков агрессивности (103) – стремление скрыть свои агрессивные тенденции , иногда полное отсутствие агрессивности . • Из признаков агрессивности присутствуют только зубы (90, 95, 106, 109, 111, 122) – склонность к вербальной агрессии : грубости , крику , угрозам . • Особо выраженная агрессивная символика : острые рога , оружие (93) – высокая агрессивность ; • то же , в сочетании с признаками высокой тревожности : штриховкой рисунка , многочисленными исправлениями , штриховой линией (99, 101) – невротическая агрессия как реакция на ощущение эмоционального дискомфорта . • Иглы , шипы и другие оборонительные средства (124) – боязнь нападения и склонность к защитной агрессии . • Большие глаза с зачерненной радужкой (95, 109, 122) – боязнь агрессии . • Распад формы , появление невротических признаков : изображение внутренних органов , кровеносных сосудов (103, 106, 109, 122) – низкая устойчивость к стрессу , невротическая реакция на стресс ; иногда психическое заболевание . • Асоциальная символика : сигарета , рюмка , животное в виде черта или бабы - яги (113) – негативистические , иногда психопатические или психопатоподобные реакции на конфликтную ситуацию , угрозу агрессии , стрессовую ситуацию . • Четкая уверенная линия (111) – высокая сопротивляемость стрессу , способность эффективно действовать в стрессовых ситуациях . СЧАСТЛИВОЕ ЖИВОТНОЕ• Всегда обеспечено едой – высокая значимость материальных ценностей ; ощущение бытового неблагополучия ; представление о ненадежности своего материального положения . • Защищено от любых врагов или не имеет врагов – боязнь агрессии ; иногда настороженное отношение к окружающим . • Способно жить всюду ( на земле , в воде , в воздухе ) – высокая ценность свободы ; стремление к независимости , самостоятельности . • Живет вечно или очень долго – ипохондрические тенденции ; иногда страх болезни , смерти . • Имеет много друзей – высокая ценность общения ; неудовлетворенная потребность в общении . • Его все любят – высокая ценность эмоциональных связей . • Доставляет радость другим – высокая ценность общения ; иногда гиперсоциальность ; стремление произвести хорошее впечатление на проверяющего . • Красивое , умное – высокая ценность соответствующих качеств ; сомнение в наличии этих качеств у себя . • Счастливо без определенного повода – низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих эмоциональных состояний ; иногда склонность к снижению настроения . НЕСЧАСТНОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным• Размер сильно уменьшен (107, 125, 129) – скрытые депрессивные тенденции ; склонность к депрессивной реакции на неблагоприятную ситуацию . • Признаки тревоги : штриховка , множественные линии , распад целостной формы , появление линий , не относящихся к основному изображению (107) – низкая устойчивость к стрессу ; склонность к сильному повышению уровня тревоги в неблагоприятных ситуациях . • Штриховка с сильным нажимом , зачер - нение частей рисунка (107) – низкая устойчивость к стрессу ; склонность к появлению высокой эмоциональной напряженности в неблагоприятных ситуациях . • Подчеркнутый контур (104) – тенденция к контролю за своими эмоциональными состояниями . • Живет один , не имеет друзей – чувство одиночества , неудовлетворенная потребность в общении . • Его никто не любит – неудовлетворенная потребность в эмоциональном контакте . • Болеет , умирает – ипохондрические тенденции ; депрессивные тенденции ; иногда страх смерти . • Плохо приспособлено к жизни : с трудом передвигается , тратит очень много времени на добывание еды – ощущение трудности жизни ; низкий уровень социальной адаптации . • Несчастно без определенного повода – склонность к снижению настроения ; иногда периодические депрессивные ( субдепрессивные ) состояния ; низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих эмоциональных состояний . РИСУНОК СЕМЬИ• Отсутствие • себя (150, 156, 160) – чувство своей отверженности в семье ; • другого члена семьи (148) – его малая значимость для ребенка ; конфликт ; негативное ( амбивалентное ) отношение . • Наличие членов семьи , отсутствующих в реальности (148, 156), – восприятие своей семьи как недостаточной , ущербной . • Включение домашних животных – недостаток общения , потребность в эмоциональном тепле . • Отношения «выше – ниже» ( по росту или местоположению ) (131, 132, 135 – 139, 142, 143, 145-147, 151 – 153, 163 – 165) – отношения доминирования , подчинения . * Особо мелкое изображение * себя (132, 136, 151, 153) – подавленность или заброшенность ; гиперопека ; * родителя (133, 136, 137) – представление о его малой значимости в семье ; * брата или сестры (131) – конкурентные отношения . * Особо крупное изображение * себя (137) – претензия на главенствующую роль в семье ; * родителя (131, 132, 136, 147, 163, 164) – представление о его большой значимости в семье ; * брата или сестры – представление о его ( ее ) доминирующей роли в семье , ревность . * Обращенность членов семьи друг к другу , пространственная близость , контакт рук (132, 138, 139, 140, 141, 143, 151, 163) – тесные эмоциональные контакты в семье . * Сверхплотное расположение фигур (145 – 147) – сверхтесные связи в семье ; потребность в эмоциональной близости . * Удаленность * всех членов семьи друг от друга (137, 149) – разобщенность членов семьи , слабость эмоциональных контактов между ними ; * одного из членов семьи от других (139, 148) – его слабая связь с остальными ; * себя от остальных (153) – ощущение своей изолированности в семье . * Расположение детей и взрослых отдельными группами (146) – ослаблен - ность эмоциональных связей между детьми и родителями . * Изолированность * изображения семьи от остального пространства листа (145, 146) – замкнутая жизнь семьи , ее изолированность от социального окружения; * всех членов семьи друг от друга : разделение линиями , расположение в разных комнатах (148) – серьезное нарушение внутрисемейных контактов ; * одного из членов семьи : отделение линией , расположение в другой комнате (133) – конфликтные отношения с этим членом семьи ; его очень высокая изолированность в семье ; * себя – ощущение своей отверженности в семье . * Поза и выражение лица члена семьи , детали – интерпретируются , как и в «Рисунке человека» , применительно к восприятию ребенком этого члена семьи . * Изображение члена семьи со спины или в профиль , отвернувшимся от остальных (150, 152) – конфликтные отношения с этим членом семьи ; * Изображение себя , отвернувшимся от остальных – конфликтное отношение к семье в целом ; чувство своей отвергнуто - сти другими членами семьи . * Небрежное или схематическое изображение в сравнении с «Рисунком человека» * всех членов семьи или большинства из них (148) – отсутствие эмоциональной привязанности к семье ; конфликтное отношение ; * одного из членов семьи – отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи ; * себя (153) – ощущение своей малой значимости в семье , отверженности . * Штриховка , штриховые или множественные линии , стирания , исправления , повышенный нажим ( в сравнении с «Рисунком человека» ) при изображении * всех членов семьи или большинства из них (153, 163) – напряженная эмоциональная атмосфера в семье ; * одного из членов семьи (148, 155, 157, 164) – напряженное , конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи ; * себя (149, 151, 160) – неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье . * Агрессивная символика : кулак , поднятая крупная ладонь , острые ногти , оружие или острое орудие в руках (161 – 166) – агрессивное поведение данного члена семьи . * зубы (161, 162, 166) – вербальная агрессия данного члена семьи . * Большое количество предметов : мебели , вещей – недостаточность эмоционального общения в семье . ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ТЕСТЕ «СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ»• Особо мелкое : мышь , воробей , насекомое (132, 133, 136) – представление о малой значимости данного члена семьи ; • изображение в таком виде ребенка (132, 136, 138, 151) – гиперопека . • Холоднокровные : ящерица , лягушка , рыба (132, 133, 136, 156, 166) – малая эмоциональность данного члена семьи . • Змея , червяк , скорпион (133, 151, 156) - эмоциональная холодность ; негативное или амбивалентное отношение к данному члену семьи ; • изображение в таком виде ребенка (158) - чувство своей отверженности в семье . • Черепаха – потребность в защите . • Еж , дикобраз – упрямство . • Гиена , ехидна (156) – негативное отношение к данному члену семьи . • Крупные теплокровные хищники : тигр , волк (151, 166) – сила , активность ; иногда агрессивность . • Крокодил (166) – агрессивность . • Родители в виде особо крупных животных (136, 147, 157) – гиперопека . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ТЕСТЕ «КРАСИВЫЙ РИСУНОК»• Преобладание холодных тонов ( от голубого до фиолетового ) – снижение настроения , субдепрессия ; высокая сензи - тивность ; иногда депрессия . • Сближенные мягкие ( светлые ) тона , использование тонких оттенков цвета – сензитивность ; иногда тревожность как личностная особенность . • Обедненная цветовая гамма ( использование простого карандаша и / или одного – двух цветов ) – пассивность ; астения ; депрессия или субдепрессия . • Пониженная плотность цвета ( слабый нажим , незакрашенный контур ) – астения ; пассивность ; отрицательное отношение к обследованию . • Преобладание темных тонов ( особенно сочетание черного с коричневым и / или синим ) – депрессия . • Повышенная напряженность цвета ( много красного ) – тревога ; эмоциональная напряженность ; иногда конфликтность ; агрессивность ; невротизация . • то же , в сочетании с темными тонами – тревожная депрессия . РИСУНОК ДОМА• Крупнее других рисунков – замкнутость в семье . • Мельче других рисунков – ослабление семейных связей ; отсутствие «чувства дома» ; иногда сниженная самооценка . • Признаки тревоги , более выраженные , чем в других рисунках ( штриховые или множественные линии , исправления , штриховка ) – проблемы в семейной сфере . • Дворец ( вилла , церковь ) – демонстра - тивность . • Отсутствуют или очень малы окна и дверь – замкнутость , интровертность ; уход от общения ; иногда аутизация ; негативизм . • Маленькие окна , большая дверь ( особенно открытая ) – общительность , легкость в установлении контактов ; широкие неупорядоченные контакты . • Большие окна , маленькая ( или отсутствующая ) дверь – созерцательность ; осторожность в контактах . • Пустые окна ( без рам ) – формальность контактов ; иногда аутизация . • Решетки на окнах , утрированные оконные рамы , забор – боязнь агрессии ; иногда подозрительность ; ощущение несвободы , зависимости . • Подчеркнутые стены ( нажимом , множественными линиями ) – потребность в защите ; тревожность ; ощущение ненадежности своего положения в жизни . • Подчеркнутая крыша ( нажимом , множественными линиями ) – потребность в защите ; тревожность ; гиперопека ; иногда интеллектуализм ; мечтательность , защитное фантазирование . • В доме живут • старые люди , только один человек – депрессия или субдепрессия ; чувство одиночества ; • дети или один ребенок без взрослых – стремление избавиться от опеки родителей . РИСУНОК ДЕРЕВА• Экзотические породы ( пальма , эвкалипт ...) – демонстративность . • Засохшее , сломанное ( срубленное ), без листьев – сниженное настроение , депрессия . • Преобладание корней – ориентация на прошлое ; потребность в опоре и привязанности ; значимость семейных связей . • Корни без изображения земли или висящие над землей – отсутствие привычной почвы ( например , у беженцев ). • Дерево без корней висит в воздухе – слабая бытовая ориентация ; недостаточная социальная адаптированность ; ослабленная привязанность к дому и семье . • Преобладание ствола – жизнь по принципу «здесь и сейчас» , поглощенность сегодняшними проблемами . • Подробное изображение коры , заштрихованный ствол – боязнь агрессии , потребность в защите ; иногда соматические ( чаще – психосоматические ) заболевания ; ипохондрия . • Дупло – перенесенная в прошлом психотравма ; • подчеркнутое – соматические ( чаще – психосоматические ) заболевания ; • в дупле птица ( белка ) – потребность в защите и уюте . • Ветви • Расходятся в стороны – экстраверт - ность . • Закрыты линией кроны – скрытность . • Подробно структурированы – упорядоченное общение ; склонность к детальному планированию действий . • Не структурированы – случайные контакты ; импульсивность , отсутствие планирования действий . • Оканчиваются остриями – агрессивность . • Направлены вверх – активность . • Опущены вниз ( как у плакучей ивы ) – астения ; депрессия или субдепрессия . • Обрублены или обломаны – депрессия ; психотравма . • Крона • отсутствует – нет представлений о собственном будущем , осознания своих перспектив ; * узкая – интровертность ; * большая , подробно проработанная – хорошо развито планирование ; * большая , непроработанная – мечтательность , защитное фантазирование . ПОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДУЕМОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ* Положительная оценка своих результатов – демонстративность ; гиперкомпенсация сниженной самооценки . * Отрицательная оценка своих результатов – тревожность ; завышенный уровень притязаний . * Автобиографические высказывания - экстравертность ; вербализм ; гиперактивность . * «Люблю такие занятия ... » – демонстративность , направленность на сотрудничество . * «Не люблю такие занятия ... » – негативизм ; тревожность . * Уточнения инструкции – тревожность ; перфекционизм . * Интерес к оценке проверяющего – тревожность ; демонстративность . * Попытки отказа от выполнения задания ; мотивировка * неспособность к данной деятельности – тревожность , тенденция к уходу от трудностей ; сниженная самооценка ; * «не люблю» , «надоело» , «скучно» – низкая социализированность ; негативизм ; * усталость – астения ; стремление уйти от обследования ; * отказ без мотивировки – трудности в общении . ТЕМП РАБОТЫ* Высокий – высокий уровень активности . * Сверхвысокий – импульсивность ; гиперактивность ; иногда негативизм . * Сниженный – пассивность ; астения ; депрессия или субдепрессия ; ригидность ; тревожность . * Сильно варьирует – эмоциональная лабильность .
|
К оглавлению книги |