На главную |
К оглавлению книги |
ПРИЛОЖЕНИЕ IIСловарь терминов по психодиагностике |
Агрессия ( агрессивность ) – стремление причинить вред окружающим . Вербальная агрессия – склонность ругаться , грубить , делать замечания и т . п . Защитная агрессия – агрессия , вызванная ощущением угрозы со стороны окружающих . Невротическая агрессия – агрессия , вызванная общим неблагоприятным самоощущением . Адаптация – приспособление к новым условиям . Социальная адаптация – приспособление к жизни в обществе . Адекватность поведения – соответствие поведения ситуации и общепринятым стандартам . Адекватность представлений – соответствие представлений жизненной реальности и общепринятым стандартам . Акцентуация – ярко выраженное своеобразие характера , не доходящее до степени патологии . Амбивалентность – двойственность , сосуществование у человека противоречащих друг другу тенденций ( переживаний , стремлений , представлений и т . п .). Анамнез – сведения о предшествующем ходе развития ребенка . Антисоциальность – отрицательное отношение к социальным нормам , стремление противодействовать им . Асоциальность – безразличие к социальным нормам или их непонимание . Астения , астеническое состояние – нервное истощение, ослабленность, повышенная утомляемость . Астеничность – склонность к возникновению астении . Аутизм – тяжелое психическое отклонение , характеризующееся грубыми нарушениями общения . Аутизация – ослабление контактов с окружающими . Вандализм – разрушение или повреждение материальных ценностей . Вытеснение – один из механизмов психологической защиты : исключение из сознания травмирующих переживаний . Вязкость – см . Ригидность . Гиперактивность ( двигательная растор - моженность ) – пограничное нервно - психическое расстройство, проявляющееся в импульсивности, неусидчивости , отвлекаемости . Гиперкомпенсация – компенсаторные механизмы , внешне противоположные личностным особенностям, для компенсации которых они предназначены . Гиперконтроль – см . Тревожный гиперконтроль . Гиперопека – система отношений в семье , при которой ребенка чрезмерно опекают и контролируют , не предоставляют ему достаточной свободы . Гиперсоциальность – стремление максимально соответствовать социальным нормам и требованиям . Гипертимный тип – психотип , характеризующийся повышенной активностью , общительностью , низкой чувствительностью , слабым самоконтролем . Гипертимная акцентуация – особо ярко выраженный гипертимный тип . Гипомания , гипоманиакальное состояние – патологическое возбуждение , сверхвысокая активность , эйфория ( приподнятое , возбужденное состояние ). Двигательная расторможенность – см . Гиперактивность . Девиантное ( отклоняющееся ) поведение - поведение, не соответствующее социальным нормам . Демонстративность – повышенная потребность во внимании к себе , стремление всегда быть в центре внимания . Демонстративный тип – психотип, характеризующийся высоким уровнем демонстративности и эмоциональной лабильности . Депрессия, депрессивное состояние – патологическое снижение настроения и падение активности . Депрессивная тенденция – склонность к возникновению депрессии . Дефект – необратимое нарушение или выпадение какой - либо функции . Интеллектуальный дефект – необра - тимое нарушение мышления { умственная отсталость ). Диагностика ( психологическая ) – выявление психологических особенностей человека . Дисфория – мрачная раздражительность . Доминантность – тенденция занимать руководящее положение в системе отношений с другими людьми . Жизненная сфера – определенная сторона жизни , относительно независимая от других сторон ( семейная , школьная , сфера межличностного общения , интимная ). Задержка психического развития ( ЗПР ) - см . Нарушение обучаемости. Защитное фантазирование – см . Компенсаторное фантазирование . Импульсивность – склонность к совершению необдуманных случайных действий . Интровертность – замкнутость , высокая избирательность в общении. Интровертный тип – психотип , характеризующийся оригинальностью , низкой конформностью , склонностью к умозрительным построениям . Инфантилизм – незрелость , «детскость». Психофизический инфантилизм – отставание от фактического возраста как по психологическим , так и по физиологическим признакам . Ипохондрия – повышенное беспокойство о своем здоровье . Истерия – психическое заболевание , часто приводящее к появлению соматических ( телесных ) болезненных симптомов без каких - либо физиологических причин . Истероидная акцентуация – сочетание высокого уровня демонстративности со склонностью к вытеснению травмирующих переживаний . Истероидный фасад – истероидное поведение у личности с другой доминирующей акцентуацией . Когнитивные ( познавательные ) процессы – психические процессы, направленные на познание окружающего мира ( восприятие, мышление, память, внимание ). Компенсаторное ( защитное ) фантазирование – один из механизмов психологической защиты: погружение в фантазии и мечты, смягчающие отрицательные переживания. Компенсация – выработка механизмов , помогающих преодолеть неблагоприятные психологические особенности. Конформность – стремление быть «таким как все». Личностные особенности – устойчивые психологические образования , мало меняющиеся со временем . Нарушение обучаемости ( задержка психического развития , ЗПР ) – локальные отклонения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных операций. Невроз , невротическое состояние – пограничное психическое расстройство ; характеризуется снижением продуктивности деятельности , эмоциональными нарушениями; при неврозе часты тики , навязчивые движения , энурез , страхи , нарушения сна. Негативизм – противодействие требованиям. Негативное самопредъявление – привлечение к себе внимания посредством нарушения норм и требований. Олигофрения – см . Умственная отсталость. Организация действий – навыки построения своей работы: ее планирование , проверка и др. Органическое поражение мозга – следствие нарушений развития плода во внутриутробном периоде, родовых травм, асфиксии, сотрясений мозга и др. Паранойяльность – подозрительное, настороженное отношение к окружающим . Пассивность – признак утомления или неблагоприятного психологического состояния. Патологическое состояние – серьезное психическое расстройство , требующее медицинского вмешательства. Педагогическая запущенность – следствие отсутствия необходимого обучения и воспитания. Относительная педагогическая запущенность – отсутствие коррекцион - ного обучения , необходимого ребенку с отклонениями в развитии. Перфекционизм – стремление выполнять любую работу на высшем уровне; приводит к застреванию на несущественных мелочах , отказу от работы при сомнениях в своей способности выполнить ее достаточно успешно. Пограничные состояния – отклонения , нарушающие нормальную жизнь и деятельность человека , но не приводящие к его инвалидизации . Познавательные процессы – см . Когнитивные процессы . Проекция – один из механизмов психологической защиты: приписывание своих переживаний и стремлений другим людям. Психастеническая акцентуация (тревожно - мнительный характер) – сильно повышенная тревожность , недостаток уверенности в себе , выраженная астеничность . Психоз , психотическое состояние – психическое расстройство , для которого типичны неадекватность поведения , нарушения ориентации в пространстве и времени, продуктивная симптоматика (бред, галлюцинации и т. п.). Психологическая защита – механизмы, помогающие сохранить благоприятное психологическое состояние, несмотря на наличие психотравмирующих факторов . Психологическое состояние – особенности человека , существенно меняющиеся со временем. Психомоторный тонус – напряжение мышц , связанное с психологическим состоянием и непосредственно не определяемое выполняемым движением . Психопатия – патологический характер , резко затрудняющий социальную адаптацию . Психопатоподобное поведение – высокая импульсивность , нарушение социальных норм . Психосоматические заболевания – телесные болезни , вызванные психологическими причинами . Психотип – общий склад личности , определяющий ее деятельность , взаимоотношения с людьми и с миром . Рационализация – один из механизмов психологической защиты : подмена своих неблаговидных побуждений более приемлемыми . Резонерство – склонность к рассуждениям , не относящимся к выполняемой деятельности . Ригидность ( вязкость) – склонность подолгу застревать на каких-либо переживаниях . Ригидный тип – психотип , характеризующийся высоким уровнем активности , стремлением все делать «так , как надо» и заставлять других действовать так же . Самоконтроль – способность к сознательному управлению своим поведением . Сензитивность – высокая чувствительность к физическим стимулам и к социальным факторам . Сензитивный тип – психотип , характеризующийся высокой чувствительностью , астеничностью и тревожностью . Соматические заболевания – телесные ( не нервные и не психические ) заболевания . Социализированность – владение социальными нормами. Социальная дезориентация – низкая чувствительность к социальным нормам , нарушение их иерархизации . Стресс – реакция на необходимость приспосабливаться к неблагоприятной или резко изменяющейся ситуации . Устойчивость к стрессу – способность выдерживать психологические нагрузки , не испытывая состояния стресса . Субдепрессия – снижение настроения , не доходящее до уровня депрессии . Тик – непроизвольное подергивание мышц . Тревога – беспокойство , волнение , ощущение угрозы , ожидание неопределенной опасности . Тревожность – склонность к возникновению состояния тревоги , неуверенность в себе , опасения , страхи . Тревожный гиперконтроль – стремление все время контролировать себя, мешающее выполнению автоматизированных действий . Тревожно - мнительный характер – см . Психастеническая акцентуация. Умственная отсталость ( олигофрения ) – общее интеллектуальное снижение , делающее невозможной полноценную социальную адаптацию . Уровень притязаний – степень успешности , на которую человек претендует; крайне неблагоприятно сочетание завышенного уровня притязаний со сниженной самооценкой. Фобия – навязчивый страх, боязнь ситуаций , не представляющих непосредственной угрозы: закрытых помещений, открытых пространств, высоты, глубины и др. Фрустрация – неудовлетворенность потребности. Шизоидная акцентуация – интровертность , трудности в общении, преобладание интеллектуальной сферы над эмоциональной . Экстравертность – общительность, склонность к широким контактам . Эмоциональная лабильность – склонность к легкой смене настроений, неустойчивость переживаний . Эмоциональная напряженность – возбуждение , ощущение , что необходимо срочно что - то сделать , но неясно , что именно . Эмоциональное возбуждение – особо высокая активность , повышенная готовность к действию . Энурез – недержание мочи. Эпилептоидная акцентуация – чрезмерное внимание к мелочам, эксплозивность (взрывчатость), высокая ригидность. ЛИТЕРАТУРАБерне Р.С, Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М., 2000. Болдырева С А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М., 1974. БукДж. Тест «дом, дерево, человек» (ДДЧ) // Проективная психология. М., 2000. Йирасек И. Диагностика школьной зрелости // Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978. Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996. Мухина B . C . Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; Рига, 2000. РайгородскийДЯ. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. Самара, 2001. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987. Ширн Ч., Расселл К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-роди-тельских взаимоотношений // Проективная психология. М ., 2000. Appel K.E. Drawings by children as aids in personality studies // American Journal of Orthopsychiatry. 1931. Vol. 1. Goodenough F.L. Measurement of Intelligence by Drawings. N.Y., 1926. Goodenough F.L., Harris D.B. Studies in the psychology of childrens drawings: II. 1928 – 1949. Psychological Bulletin. 1950. 47. Hammer E. The Clinical Application of Projective Drawings. Springfield , 1958. Harris D.B. Childrens Drawings as Measures of Intellectual Maturity: A Revision and Extension of the Goodenough Draw-a-Man Test. N.Y. , 1963. Hulse W. The emotionally disturbed child draws his family // Quarterly Journal of Child Behavior. 1951. Vol. 3. |
К оглавлению книги |