лого
На главную  
К оглавлению книги
ПРИЛОЖЕНИЕ II
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Агрессия ( агрессивность ) – стремление причинить вред окружающим . Вербальная агрессия – склонность ругаться , грубить , делать замечания и т . п . Защитная агрессия – агрессия , вызванная ощущением угрозы со стороны окружающих .

Невротическая агрессия – агрессия , вызванная общим неблагоприятным самоощущением .

Адаптация – приспособление к новым условиям .

Социальная адаптация – приспособление к жизни в обществе .

Адекватность поведения – соответствие поведения ситуации и общепринятым стандартам .

Адекватность представлений – соответствие представлений жизненной реальности и общепринятым стандартам .

Акцентуация – ярко выраженное своеобразие характера , не доходящее до степени патологии .

Амбивалентность – двойственность , сосуществование у человека противоречащих друг другу тенденций ( переживаний , стремлений , представлений и т . п .).

Анамнез – сведения о предшествующем ходе развития ребенка .

Антисоциальность – отрицательное отношение к социальным нормам , стремление противодействовать им .

Асоциальность – безразличие к социальным нормам или их непонимание .

Астения , астеническое состояние – нервное истощение, ослабленность, повышенная утомляемость . Астеничность – склонность к возникновению астении .

Аутизм – тяжелое психическое отклонение , характеризующееся грубыми нарушениями общения .

Аутизация – ослабление контактов с окружающими .

Вандализм – разрушение или повреждение материальных ценностей .

Вытеснение – один из механизмов психологической защиты : исключение из сознания травмирующих переживаний .

Вязкость – см . Ригидность .

Гиперактивность ( двигательная растор - моженность ) – пограничное нервно - психическое расстройство, проявляющееся в импульсивности, неусидчивости , отвлекаемости .

Гиперкомпенсация – компенсаторные механизмы , внешне противоположные личностным особенностям, для компенсации которых они предназначены .

Гиперконтроль – см . Тревожный гиперконтроль .

Гиперопека – система отношений в семье , при которой ребенка чрезмерно опекают и контролируют , не предоставляют ему достаточной свободы .

Гиперсоциальность – стремление максимально соответствовать социальным нормам и требованиям .

Гипертимный тип – психотип , характеризующийся повышенной активностью , общительностью , низкой чувствительностью , слабым самоконтролем . Гипертимная акцентуация – особо ярко выраженный гипертимный тип .

Гипомания , гипоманиакальное состояние – патологическое возбуждение , сверхвысокая активность , эйфория ( приподнятое , возбужденное состояние ).

Двигательная расторможенность – см .

Гиперактивность . Девиантное ( отклоняющееся ) поведение - поведение, не соответствующее социальным нормам .

Демонстративность – повышенная потребность во внимании к себе , стремление всегда быть в центре внимания . Демонстративный тип – психотип, характеризующийся высоким уровнем демонстративности и эмоциональной лабильности .

Депрессия, депрессивное состояние – патологическое снижение настроения и падение активности .

Депрессивная тенденция – склонность к возникновению депрессии .

Дефект – необратимое нарушение или выпадение какой - либо функции . Интеллектуальный дефект – необра - тимое нарушение мышления { умственная отсталость ).

Диагностика ( психологическая ) – выявление психологических особенностей человека .

Дисфория – мрачная раздражительность .

Доминантность – тенденция занимать руководящее положение в системе отношений с другими людьми .

Жизненная сфера – определенная сторона жизни , относительно независимая от других сторон ( семейная , школьная , сфера межличностного общения , интимная ).

Задержка психического развития ( ЗПР ) - см . Нарушение обучаемости.

Защитное фантазирование – см . Компенсаторное фантазирование .

Импульсивность – склонность к совершению необдуманных случайных действий .

Интровертность – замкнутость , высокая избирательность в общении. Интровертный тип – психотип , характеризующийся оригинальностью , низкой конформностью , склонностью к умозрительным построениям .

Инфантилизм – незрелость , «детскость». Психофизический инфантилизм – отставание от фактического возраста как по психологическим , так и по физиологическим признакам .

Ипохондрия – повышенное беспокойство о своем здоровье .

Истерия – психическое заболевание , часто приводящее к появлению соматических ( телесных ) болезненных симптомов без каких - либо физиологических причин . Истероидная акцентуация – сочетание высокого уровня демонстративности со склонностью к вытеснению травмирующих переживаний . Истероидный фасад – истероидное поведение у личности с другой доминирующей акцентуацией .

Когнитивные ( познавательные ) процессы – психические процессы, направленные на познание окружающего мира ( восприятие, мышление, память, внимание ).

Компенсаторное ( защитное ) фантазирование – один из механизмов психологической защиты: погружение в фантазии и мечты, смягчающие отрицательные переживания.

Компенсация – выработка механизмов , помогающих преодолеть неблагоприятные психологические особенности.

Конформность – стремление быть «таким как все».

Личностные особенности – устойчивые психологические образования , мало меняющиеся со временем .

Нарушение обучаемости ( задержка психического развития , ЗПР ) – локальные отклонения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных операций.

Невроз , невротическое состояние – пограничное психическое расстройство ; характеризуется снижением продуктивности деятельности , эмоциональными нарушениями; при неврозе часты тики , навязчивые движения , энурез , страхи , нарушения сна.

Негативизм – противодействие требованиям.

Негативное самопредъявление – привлечение к себе внимания посредством нарушения норм и требований.

Олигофрения – см . Умственная отсталость.

Организация действий – навыки построения своей работы: ее планирование , проверка и др.

Органическое поражение мозга – следствие нарушений развития плода во внутриутробном периоде, родовых травм, асфиксии, сотрясений мозга и др.

Паранойяльность – подозрительное, настороженное отношение к окружающим .

Пассивность – признак утомления или неблагоприятного психологического состояния.

Патологическое состояние – серьезное психическое расстройство , требующее медицинского вмешательства.

Педагогическая запущенность – следствие отсутствия необходимого обучения и воспитания.

Относительная педагогическая запущенность – отсутствие коррекцион - ного обучения , необходимого ребенку с отклонениями в развитии.

Перфекционизм – стремление выполнять любую работу на высшем уровне; приводит к застреванию на несущественных мелочах , отказу от работы при сомнениях в своей способности выполнить ее достаточно успешно.

Пограничные состояния – отклонения , нарушающие нормальную жизнь и деятельность человека , но не приводящие к его инвалидизации .

Познавательные процессы – см . Когнитивные процессы .

Проекция – один из механизмов психологической защиты: приписывание своих переживаний и стремлений другим людям.

Психастеническая акцентуация (тревожно - мнительный характер) – сильно повышенная тревожность , недостаток уверенности в себе , выраженная астеничность .

Психоз , психотическое состояние – психическое расстройство , для которого типичны неадекватность поведения , нарушения ориентации в пространстве и времени, продуктивная симптоматика (бред, галлюцинации и т. п.).

Психологическая защита – механизмы, помогающие сохранить благоприятное психологическое состояние, несмотря на наличие психотравмирующих факторов .

Психологическое состояние – особенности человека , существенно меняющиеся со временем.

Психомоторный тонус – напряжение мышц , связанное с психологическим состоянием и непосредственно не определяемое выполняемым движением .

Психопатия – патологический характер , резко затрудняющий социальную адаптацию .

Психопатоподобное поведение – высокая импульсивность , нарушение социальных норм .

Психосоматические заболевания – телесные болезни , вызванные психологическими причинами .

Психотип – общий склад личности , определяющий ее деятельность , взаимоотношения с людьми и с миром . Рационализация – один из механизмов психологической защиты : подмена своих неблаговидных побуждений более приемлемыми .

Резонерство – склонность к рассуждениям , не относящимся к выполняемой деятельности .

Ригидность ( вязкость) – склонность подолгу застревать на каких-либо переживаниях .

Ригидный тип – психотип , характеризующийся высоким уровнем активности , стремлением все делать «так , как надо» и заставлять других действовать так же .

Самоконтроль – способность к сознательному управлению своим поведением . Сензитивность – высокая чувствительность к физическим стимулам и к социальным факторам .

Сензитивный тип – психотип , характеризующийся высокой чувствительностью , астеничностью и тревожностью .

Соматические заболевания – телесные ( не нервные и не психические ) заболевания . Социализированность – владение социальными нормами.

Социальная дезориентация – низкая чувствительность к социальным нормам , нарушение их иерархизации .

Стресс – реакция на необходимость приспосабливаться к неблагоприятной или резко изменяющейся ситуации . Устойчивость к стрессу – способность выдерживать психологические нагрузки , не испытывая состояния стресса .

Субдепрессия – снижение настроения , не доходящее до уровня депрессии .

Тик – непроизвольное подергивание мышц .

Тревога – беспокойство , волнение , ощущение угрозы , ожидание неопределенной опасности .

Тревожность – склонность к возникновению состояния тревоги , неуверенность в себе , опасения , страхи .

Тревожный гиперконтроль – стремление все время контролировать себя, мешающее выполнению автоматизированных действий .

Тревожно - мнительный характер – см . Психастеническая акцентуация.

Умственная отсталость ( олигофрения ) – общее интеллектуальное снижение , делающее невозможной полноценную социальную адаптацию .

Уровень притязаний – степень успешности , на которую человек претендует; крайне неблагоприятно сочетание завышенного уровня притязаний со сниженной самооценкой.

Фобия – навязчивый страх, боязнь ситуаций , не представляющих непосредственной угрозы: закрытых помещений, открытых пространств, высоты, глубины и др.

Фрустрация – неудовлетворенность потребности.

Шизоидная акцентуация – интровертность , трудности в общении, преобладание интеллектуальной сферы над эмоциональной .

Экстравертность – общительность, склонность к широким контактам .

Эмоциональная лабильность – склонность к легкой смене настроений, неустойчивость переживаний .

Эмоциональная напряженность – возбуждение , ощущение , что необходимо срочно что - то сделать , но неясно , что именно .

Эмоциональное возбуждение – особо высокая активность , повышенная готовность к действию .

Энурез – недержание мочи.

Эпилептоидная акцентуация – чрезмерное внимание к мелочам, эксплозивность (взрывчатость), высокая ригидность.

ЛИТЕРАТУРА

Берне Р.С, Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М., 2000.

Болдырева С А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М., 1974.

БукДж. Тест «дом, дерево, человек» (ДДЧ) // Проективная психология. М., 2000.

Йирасек И. Диагностика школьной зрелости // Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996.

Мухина B . C . Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.

Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; Рига, 2000.

РайгородскийДЯ. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. Самара, 2001.

Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.

Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.

Ширн Ч., Расселл К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-роди-тельских взаимоотношений // Проективная психология. М ., 2000.

Appel K.E. Drawings by children as aids in personality studies // American Journal of Orthopsychiatry. 1931. Vol. 1.

Goodenough F.L. Measurement of Intelligence by Drawings. N.Y., 1926.

Goodenough F.L., Harris D.B. Studies in the psychology of childrens drawings: II. 1928 – 1949. Psychological Bulletin. 1950. 47.

Hammer E. The Clinical Application of Projective Drawings. Springfield , 1958.

Harris D.B. Childrens Drawings as Measures of Intellectual Maturity: A Revision and Extension of the Goodenough Draw-a-Man Test. N.Y. , 1963.

Hulse W. The emotionally disturbed child draws his family // Quarterly Journal of Child Behavior. 1951. Vol. 3.

К оглавлению книги
 

 

 

 

На главную